Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Актуальной проблемой модернизации и повышения качества высшего образования является подготовка специалистов способных непрерывно совершенствоваться, уметь решать нестандартные задачи. Для решения этой проблемы необходимо изменить подход к организации учебного процесса, а именно: целенаправленно формировать у студентов стремление к саморазвитию, самообразованию, активной деятельности. На основании государственной программы развития высшего образования на 2011–2015 годы основной целью становится обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники. Повышение качества образования подразумевает формирование готовности специалистов с высшим образованием генерировать новые идеи, создавать и внедрять новые разработки в производство и социальную сферу [1].
Одним из путей решения данной проблемы является разработка и внедрение новых курсов, форм и методов обучения студентов высших учебных заведений по дисциплинам декоративно-прикладного направления. На всех уровнях художественной подготовки прослеживается тенденция к уменьшению числа аудиторных часов для изучения специальных дисциплин. Соответственно увеличивается роль организации самостоятельной работы студентов художественных учебных заведений. При этом требования к качеству подготовки специалистов повышаются. Это обусловлено требованиями современного мира и конкурентной способностью рынка специалистов. Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
обеспечение высших учебных заведений художественного профиля типовыми программами, основанными на современных изменениях, происходящих в науке, экономике и социальной сфере;
внедрение актуальных специальных курсов и совершенствование организации контроля знаний студентов;
внедрение дистанционного обучения и самоподготовки студентов по изучаемым дисциплинам;
постоянное совершенствование технологии и методики преподавания специальных дисциплин.
Современная образовательная среда Республики Беларусь включает в себя принцип непрерывности образования – педагог-художник должен осуществлять пополнение своих профессиональных знаний в течение всей жизни. Актуальность обучения через всю жизнь (life long learning) диктует динамика накопления опыта современных видов декоративно-прикладного искусства и информатизацией общества. Поиск новых форм и массовое внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, компьютерных систем управления обучением позволило открыть новые возможности подачи информации студентам [2].
В настоящее время на художественно-графическом факультете УО ВГУ им. П.М. Машерова для студентов заочной формы обучения специальности «Изобразительное искусство» по дисциплинам «Народные художественные ремесла» и «Декоративно-прикладное искусство» применяются элементы дистанционного обучения. Виртуальная образовательная среда «LMS MOODLE» позволяет эффективно организовать различные формы учебной деятельности студентов.
Модель организации самостоятельной работы студентов с помощью виртуально-образовательного сайта университета включает несколько основных блоков:
Составление опорного конспекта, что способствует систематизации знаний. Опорный конспект представляет собой развернутый план предстоящего ответа на теоретический вопрос, а также чертежи, графики, схемы, пояснения, формулы, пропорциональные отношения и др. Текст опорного конспекта тесно связан с теоретическим материалом основных литературных источников. Материал излагается лаконично, располагается малыми связанными блоками, основные определения, терминология и понятия выделены другим цветом и имеют интерактивную ссылку на глоссарий. Такая подача материала способствует систематизации знаний, а соответственно, качественному усвоению учебной информации.
Структурирование учебного материала (составление схем, схематических рисунков, таблиц) с целью подачи дидактического и практического материала от простого к сложному, а визуализация разнообразных схемно-знаковых моделей способствует технологически грамотному воспроизведению полученных знаний и умений по изучаемой теме.
Подготовка ответов в режиме самоконтроля. Для студентов на электронном носителе предлагается перечень вопросов для самоподготовки или для самодиагностики. Для качественного усвоения материала в блоках (модулях) представляется дополнительный методический материал. Он представлен в виде карточек-заданий, инструкционно-технологических карт, технологических последовательностей и др.
Выполнение тестовых заданий в режиме онлайн диагностики. В течение всего семестра студенты должны самостоятельно выполнять тестовые задания, используя тренировочное тестирование (пробный тест). Время и количество попыток не ограничено. Типы и формулировка заданий тренировочного теста позволяют подготовиться к контрольному тестированию. Студент записывается на тренировочное тестирование под своей учетной записью (логин). Его фамилия автоматически распознается и отражается в онлайн-журнале. Это позволяет преподавателю определить пробелы в знаниях (т.к. вопросы в тестах располагаются по группам-темам), проанализировать и выявить наиболее часто допускаемые ошибки. Анализ допущенных ошибок позволяет уделить больше внимания при изучении этих тем на консультациях, семинарах, практических и лабораторных занятиях.
При организации контролируемых самостоятельных учебных занятий по дисциплинам «Народные художественные ремесла» и «Декоративно-прикладное искусство» для студентов заочной формы обучения на втором – пятом курсах специальности «Изобразительное искусство» вся учебная информация располагается в открытом доступе, ссылки на литературу по темам дисциплины, методические рекомендации к выполнению контрольных заданий и лабораторных работ. Все это обеспечивает качественную подготовку студентов к экзаменационной сессии.
Такой способ обучения способствует активизации работы студентов при качественном контроле и объективной оценке знаний и умений. Контроль осуществляется поэтапно, через текущий контроль, промежуточную аттестацию и итоговый контроль знаний. Текущий контроль осуществляется на лабораторных занятиях в течение семестра. Промежуточная аттестация проходит во время сессии или по результатам выполнения контрольных работ. Итоговый контроль осуществляется непосредственно на зачете или экзамене. Периодичность и формы контрольных мероприятий определяются учебным планом.
Опыт применения виртуально-образовательного сайта в университете для организации работы проявляет свои положительные качества. В 2014 году средний балл успеваемости студентов заочной формы обучения по дисциплине «Народные художественные ремесла» составлял 6,8, то в 2015 года – 7,2. Это показывает повышение заинтересованности студентов в усвоении знаний и организации самостоятельной работы и самоподготовки, а также способствует качественному усвоению материала.
Внедрение моделей дистанционного обучения дает возможность научить студентов самостоятельно организовывать познавательную деятельность, что способствует их профессиональному становлению и предполагает формирование таких значимых качеств, как ответственность, интеллектуальность, креативность, коммуникативность, информационная культура, способность к самообразованию и организации самостоятельной деятельности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература