logo
sbornik / Часть 2

Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.

ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Актуальной проблемой модернизации и повышения качества высшего образования является подготовка специалистов способных непрерывно совершенствоваться, уметь решать нестандартные задачи. Для решения этой проблемы необходимо изменить подход к организации учебного процесса, а именно: целенаправленно формировать у студентов стремление к саморазвитию, самообразованию, активной деятельности. На основании государственной программы развития высшего образования на 2011–2015 годы основной целью становится обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники. Повышение качества образования подразумевает формирование готовности специалистов с высшим образованием генерировать новые идеи, создавать и внедрять новые разработки в производство и социальную сферу [1].

Одним из путей решения данной проблемы является разработка и внедрение новых курсов, форм и методов обучения студентов высших учебных заведений по дисциплинам декоративно-прикладного направления. На всех уровнях художественной подготовки прослеживается тенденция к уменьшению числа аудиторных часов для изучения специальных дисциплин. Соответственно увеличивается роль организации самостоятельной работы студентов художественных учебных заведений. При этом требования к качеству подготовки специалистов повышаются. Это обусловлено требованиями современного мира и конкурентной способностью рынка специалистов. Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:

Современная образовательная среда Республики Беларусь включает в себя принцип непрерывности образования – педагог-художник должен осуществлять пополнение своих профессиональных знаний в течение всей жизни. Актуальность обучения через всю жизнь (life long learning) диктует динамика накопления опыта современных видов декоративно-прикладного искусства и информатизацией общества. Поиск новых форм и массовое внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, компьютерных систем управления обучением позволило открыть новые возможности подачи информации студентам [2].

В настоящее время на художественно-графическом факультете УО ВГУ им. П.М. Машерова для студентов заочной формы обучения специальности «Изобразительное искусство» по дисциплинам «Народные художественные ремесла» и «Декоративно-прикладное искусство» применяются элементы дистанционного обучения. Виртуальная образовательная среда «LMS MOODLE» позволяет эффективно организовать различные формы учебной деятельности студентов.

Модель организации самостоятельной работы студентов с помощью виртуально-образовательного сайта университета включает несколько основных блоков:

При организации контролируемых самостоятельных учебных занятий по дисциплинам «Народные художественные ремесла» и «Декоративно-прикладное искусство» для студентов заочной формы обучения на втором – пятом курсах специальности «Изобразительное искусство» вся учебная информация располагается в открытом доступе, ссылки на литературу по темам дисциплины, методические рекомендации к выполнению контрольных заданий и лабораторных работ. Все это обеспечивает качественную подготовку студентов к экзаменационной сессии.

Такой способ обучения способствует активизации работы студентов при качественном контроле и объективной оценке знаний и умений. Контроль осуществляется поэтапно, через текущий контроль, промежуточную аттестацию и итоговый контроль знаний. Текущий контроль осуществляется на лабораторных занятиях в течение семестра. Промежуточная аттестация проходит во время сессии или по результатам выполнения контрольных работ. Итоговый контроль осуществляется непосредственно на зачете или экзамене. Периодичность и формы контрольных мероприятий определяются учебным планом.

Опыт применения виртуально-образовательного сайта в университете для организации работы проявляет свои положительные качества. В 2014 году средний балл успеваемости студентов заочной формы обучения по дисциплине «Народные художественные ремесла» составлял 6,8, то в 2015 года – 7,2. Это показывает повышение заинтересованности студентов в усвоении знаний и организации самостоятельной работы и самоподготовки, а также способствует качественному усвоению материала.

Внедрение моделей дистанционного обучения дает возможность научить студентов самостоятельно организовывать познавательную деятельность, что способствует их профессиональному становлению и предполагает формирование таких значимых качеств, как ответственность, интеллектуальность, креативность, коммуникативность, информационная культура, способность к самообразованию и организации самостоятельной деятельности.