logo
sbornik / Часть 2

Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед кадрами с высшим образованием высокие требования к их личностным и профессиональным качествам. Уровень компетентности на основе фундаментальных знаний становится все более актуальным в деятельности профессионала любой отрасли [1]. Изменения в школьном образовании предъявляют такие же требования и к учителям технологий (трудового обучения). Технологическое образование предполагает формирование у учащихся широкого спектра знаний и умений, в том числе таких, которые требуют графической подготовки. Особенно важным стало умение выражать мысль с помощью графических изображений с внедрением в изучение трудового обучения метода проектов, который предполагает выполнение технической и технологической документации.

Как известно, язык графических изображений одинаково понятен всем людям, независимо от того, на каком языке они общаются. Кроме того, графическую информацию легко приспособить для понимания её компьютером, так как она конкретная, лаконичная, выразительная. Поэтому в условиях современного общества, наряду со словесными, большое значение имеют графические формы передачи информации: технические и строительные чертежи, схемы, технические рисунки и т.д. Таким образом, способность человека к графической деятельности и готовность его решать пространственные задания говорят о степени его общей и политехнической образованности.

Принимая во внимание тот факт, что современному обществу необходимы творческие, эрудированные специалисты, способные к самореализации, непрерывному самосовершенствованию, можно предположить, что формирование целостной системы графических знаний и умений у будущих учителей технологий (трудового обучения) может быть обеспечено следующими условиями: система графических знаний и умений должна рассматриваться как неотъемлемая часть подготовки будущих учителей трудового обучения; методика формирования системы графических знаний и умений должна основываться на комплексном использовании взаимодополняющих традиционных и активных методов и средств обучения (в том числе, компьютерной техники); преподаватель должен иметь соответствующую профессиональную подготовку.

Каждый учитель, независимо от предмета своей специализации, должен отвечать ряду общих требований для осуществления успешной учебно-воспитательной деятельности: иметь педагогические знания, умения и навыки, владеть общечеловеческими качествами [3]. Это невозможно сформировать без педагогизации всего учебного процесса. Таким образом, для выполнения первого условия необходимо, чтобы содержание графических дисциплин включало материал, важный для преподавания в школе трудового обучения, а сам процесс обучения носил профессионально-педагогическую направленность.

Черчение в системе профессиональной подготовки учителя технологий (трудового обучения), в этом плане, занимает особое место. Занятия по черчению обычно комбинированные, состоящие не только из объяснения преподавателем нового материала, но и постоянного проведения практической работы как формы закрепления полученных знаний, выполнения студентами упражнений, которые способствуют развитию умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности [2]. Поэтому курс «Черчение» в педагогическом высшем учебном заведении – дисциплина, которая имеет многоаспектное значение для подготовки специалиста. Она имеет научно-техническое, образовательное, общеразвивающее влияние на личность студента [3]. Таким образом, преподавание графических дисциплин может иметь два направления работы: усвоение теории и практики изображений и формирование у студентов профессионально-педагогических умений (информационных, конструктивных, коммуникативных, организационных, исследовательских и др.).

Для формирования профессионально-педагогических умений непосредственно на практических занятиях по начертательной геометрии и черчению целесообразным будет последовательное включение в их содержание таких упражнений, которые способствуют развитию этих умений. Характер упражнений должен быть разнообразным. Это могут быть активные методы обучения: упражнения по самопроверке и взаимопроверке чертежей и других заданий; работа на доске; изготовление плакатов, карточек опроса, заданий; разработка презентаций; анализ педагогических ситуаций; решение педагогических задач; взаимооценивание студентами знаний и умений своих товарищей; ассистентская помощь преподавателю и др. Таким образом, учитывая то, что система графических знаний и умений должна рассматриваться как неотъемлемая часть всей подготовки будущих учителей трудового обучения, целесообразно их формирование осуществлять с учетом профессионально-педагогической ориентации на будущую специальность.

Для выполнения второго условия при изучении начертательной геометрии и черчения необходимо сочетание традиционных форм и методов получения знаний и умений с работой на компьютере. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс будет эффективным при комплексном использовании учебных и тренировочных программ, которые содержат сведения по основным темам; контролирующих программ, которые включают тесты к теоретическому материалу этих предметов; электронных вариантов конспектов лекций; электронных пособий, которые максимально содержат всё перечисленное.

Для обеспечения третьего условия, формирования у студентов необходимых графических знаний и умений необходимо наличие у преподавателя определённого уровня профессионализма: профессиональная компетентность и интеллект преподавателя; готовность преподавателя к развитию пространственного мышления у студентов; привлечение студентов к активной умственной деятельности в процессе выполнения графических и других заданий; профессиональная направленность преподавания; использование преподавателем активных форм работы, в том числе с помощью компьютера [2].

Таким образом, графическая подготовка – составляющая часть профессионального педагогического образования будущего учителя технологий (трудового обучения). Она представляет собой целостность целей, содержания, форм, методов и средств обучения и при определенных условиях обеспечивает овладение студентами графическими знаниями, умениями, навыками и способами графической деятельности.