Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед кадрами с высшим образованием высокие требования к их личностным и профессиональным качествам. Уровень компетентности на основе фундаментальных знаний становится все более актуальным в деятельности профессионала любой отрасли [1]. Изменения в школьном образовании предъявляют такие же требования и к учителям технологий (трудового обучения). Технологическое образование предполагает формирование у учащихся широкого спектра знаний и умений, в том числе таких, которые требуют графической подготовки. Особенно важным стало умение выражать мысль с помощью графических изображений с внедрением в изучение трудового обучения метода проектов, который предполагает выполнение технической и технологической документации.
Как известно, язык графических изображений одинаково понятен всем людям, независимо от того, на каком языке они общаются. Кроме того, графическую информацию легко приспособить для понимания её компьютером, так как она конкретная, лаконичная, выразительная. Поэтому в условиях современного общества, наряду со словесными, большое значение имеют графические формы передачи информации: технические и строительные чертежи, схемы, технические рисунки и т.д. Таким образом, способность человека к графической деятельности и готовность его решать пространственные задания говорят о степени его общей и политехнической образованности.
Принимая во внимание тот факт, что современному обществу необходимы творческие, эрудированные специалисты, способные к самореализации, непрерывному самосовершенствованию, можно предположить, что формирование целостной системы графических знаний и умений у будущих учителей технологий (трудового обучения) может быть обеспечено следующими условиями: система графических знаний и умений должна рассматриваться как неотъемлемая часть подготовки будущих учителей трудового обучения; методика формирования системы графических знаний и умений должна основываться на комплексном использовании взаимодополняющих традиционных и активных методов и средств обучения (в том числе, компьютерной техники); преподаватель должен иметь соответствующую профессиональную подготовку.
Каждый учитель, независимо от предмета своей специализации, должен отвечать ряду общих требований для осуществления успешной учебно-воспитательной деятельности: иметь педагогические знания, умения и навыки, владеть общечеловеческими качествами [3]. Это невозможно сформировать без педагогизации всего учебного процесса. Таким образом, для выполнения первого условия необходимо, чтобы содержание графических дисциплин включало материал, важный для преподавания в школе трудового обучения, а сам процесс обучения носил профессионально-педагогическую направленность.
Черчение в системе профессиональной подготовки учителя технологий (трудового обучения), в этом плане, занимает особое место. Занятия по черчению обычно комбинированные, состоящие не только из объяснения преподавателем нового материала, но и постоянного проведения практической работы как формы закрепления полученных знаний, выполнения студентами упражнений, которые способствуют развитию умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности [2]. Поэтому курс «Черчение» в педагогическом высшем учебном заведении – дисциплина, которая имеет многоаспектное значение для подготовки специалиста. Она имеет научно-техническое, образовательное, общеразвивающее влияние на личность студента [3]. Таким образом, преподавание графических дисциплин может иметь два направления работы: усвоение теории и практики изображений и формирование у студентов профессионально-педагогических умений (информационных, конструктивных, коммуникативных, организационных, исследовательских и др.).
Для формирования профессионально-педагогических умений непосредственно на практических занятиях по начертательной геометрии и черчению целесообразным будет последовательное включение в их содержание таких упражнений, которые способствуют развитию этих умений. Характер упражнений должен быть разнообразным. Это могут быть активные методы обучения: упражнения по самопроверке и взаимопроверке чертежей и других заданий; работа на доске; изготовление плакатов, карточек опроса, заданий; разработка презентаций; анализ педагогических ситуаций; решение педагогических задач; взаимооценивание студентами знаний и умений своих товарищей; ассистентская помощь преподавателю и др. Таким образом, учитывая то, что система графических знаний и умений должна рассматриваться как неотъемлемая часть всей подготовки будущих учителей трудового обучения, целесообразно их формирование осуществлять с учетом профессионально-педагогической ориентации на будущую специальность.
Для выполнения второго условия при изучении начертательной геометрии и черчения необходимо сочетание традиционных форм и методов получения знаний и умений с работой на компьютере. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс будет эффективным при комплексном использовании учебных и тренировочных программ, которые содержат сведения по основным темам; контролирующих программ, которые включают тесты к теоретическому материалу этих предметов; электронных вариантов конспектов лекций; электронных пособий, которые максимально содержат всё перечисленное.
Для обеспечения третьего условия, формирования у студентов необходимых графических знаний и умений необходимо наличие у преподавателя определённого уровня профессионализма: профессиональная компетентность и интеллект преподавателя; готовность преподавателя к развитию пространственного мышления у студентов; привлечение студентов к активной умственной деятельности в процессе выполнения графических и других заданий; профессиональная направленность преподавания; использование преподавателем активных форм работы, в том числе с помощью компьютера [2].
Таким образом, графическая подготовка – составляющая часть профессионального педагогического образования будущего учителя технологий (трудового обучения). Она представляет собой целостность целей, содержания, форм, методов и средств обучения и при определенных условиях обеспечивает овладение студентами графическими знаниями, умениями, навыками и способами графической деятельности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература