Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
АУПП РБ, г. Минск, Республика Беларусь
Информатизация и информационные технологии создали принципиально новую постиндустриальную социально-экономическую систему, позволяющую обеспечить не только эффективность общественного производства, но и возможности инвестиций в творчество человека, в развитие его духовного мира, интеллектуального капитала, в стимулирование его креативного вклада в экономику и социально-культурную сферу. Возросла роль технологического образования первостепенным, в котором является творческое, активное приобретение личностью технологических знаний, умений и навыков, а также формирование технологической культуры в его преобразовательной научной деятельности. В этом смысле активное использование цифровых медиасредств стало способствовать формированию и развитию технологического мышления, овладению и применению новых технологий и технологических процессов в «гармоничном взаимодействии человека, природы (среды) и общества» [1, с. 12].
Технологичность образования позволяет не просто улучшить качество усвоения учебного материала, но и развить индивидуальные способности личности:
аудиовизуальное восприятие;
формирование критического мышления;
практику освоения технологий массовых коммуникаций (кино- и видеосъемки и т.д.);
понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
трансформировать информацию, видоизменять её объем, форму, знаковую систему;
понимать задания в различных формулировках и контекстах.
Цифровые медиасредства можно определить как высокотехнологичные конвергентные устройства с необходимым инструментарием для постановки и решения задач в области создания, воспроизведения, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом и объектом [2, с. 104].
В настоящее время многие учебные заведения Республики Беларусь обладают современной материально-технической базой, в учебном процессе, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельности широко используются следующие информационные ресурсы, системы и технологии:
компьютеризованные учебные аудитории и классы, мультимедийные аудитории, оснащенные системным и прикладным программным обеспечением;
разделяемые информационные ресурсы, используемые в качестве средств совместной работы преподавателей и обучаемых;
информационно-образовательные технологии и ресурсы системы дистанционного обучения (открытого образования);
информационные системы, обеспечивающие процессы планирования учебной работы и управления вузом;
электронные библиотечные системы.
Новейшие средства коммуникации – смартфоны, айфоны, планшеты, видеонавигаторы, спутниковое и цифровое телевидение, ноутбуки или нетбуки – предполагают максимальную взаимосвязь с «пользователем», связь в любе время суток, здесь и сейчас. Все современные медиасредства начинены множеством функций и возможностей. Некоторые стали настолько популярными и необходимыми, что поставили личность в некую степень зависимости.
Неоспоримо, что цифровые медиасредства расширяют возможности личности для самоорганизации, понижают риски и излишнюю трату ресурсов, участвуют в регулировании потоков информации. Это своего рода «помощники-указатели», – когда, куда и где можно найти нужную информацию, через какого посредника (средство) её передать и что с ней делать дальше. Однако использование медиасредств в современной жизнедеятельности может иметь и негативную сторону, воздействовать не только на психологическом состоянии, но и серьёзно влиять на его здоровье, развивать симптомы несостоятельности, неуверенности, «компьютерной тревожности», «техностресс». Фактор владения и умения пользоваться цифровыми медиасредствами становится условием социального статуса личности. Человек, не использующий в своей жизнедеятельности медиасредства, вызывает ощущение несостоятельности или некомпетентности. Опыт и частота их использования являются индикатором физического, психологического и эмоционального состояния личности, оказывают влияние на его самооценку, активность и восприятие окружающей действительности.
Так, 59,2% обучающихся отмечают, что использование мультимедийных средств (проекторов, ноутбуков, презентационных материалов и др.) в учебном процессе помогает в усвоении учебного материала. Однако есть небольшой процент (всего 3,6%) студентов, которые высказывают противоположную точку зрения по качеству усвоения учебного материала с использованием цифровых медиасредств [3, с. 426]. Прежде всего, необходимо отметить недостаточную подготовленность преподавателей к использованию возможностей медиасредств, излишнюю информационную текстовую загруженность презентационных материалов, дублирование информации, отсутствие логики и структуры, чёткости и лаконичности, слабую визуализированность учебного материала, примитивное использование технического инструментария при демонстрации учебного материала преподавателем, что сказывается на качестве восприятия и усвоения.
С учетом интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий, мирового опыта и современных тенденций в области образования, а также инновационных практико-ориентированных требований к образовательному процессу систематически изучаются, анализируются, рассматриваются и внедряются новые цифровые медиасредства в информационно-образовательную среду, обновляются информационно-методические подходы. Задачей технологического образования в этих условиях становится не только процесс формирования комплекса технологических знаний и умений, но и процессы инкультурации и социализации обучаемых через осознание готовности к профессиональной деятельности, производству высококачественных товаров и услуг, ориентации в направлении будущей карьеры, постоянное самосовершенствование и саморазвитие. В то же время внимание необходимо уделять и развитию коммуникативной компетентности самих обучаемых в рамках медиаобразования, формированию и укреплению коммуникативных умений и навыков, необходимых для ориентирования подрастающего поколения в информационно-коммуникативном пространстве.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература