logo
sbornik / Часть 2

Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.

АУПП РБ, г. Минск, Республика Беларусь

Информатизация и информационные технологии создали принципиально новую постиндустриальную социально-экономическую систему, позволяющую обеспечить не только эффективность общественного производства, но и возможности инвестиций в творчество человека, в развитие его духовного мира, интеллектуального капитала, в стимулирование его креативного вклада в экономику и социально-культурную сферу. Возросла роль технологического образования первостепенным, в котором является творческое, активное приобретение личностью технологических знаний, умений и навыков, а также формирование технологической культуры в его преобразовательной научной деятельности. В этом смысле активное использование цифровых медиасредств стало способствовать формированию и развитию технологического мышления, овладению и применению новых технологий и технологических процессов в «гармоничном взаимодействии человека, природы (среды) и общества» [1, с. 12].

Технологичность образования позволяет не просто улучшить качество усвоения учебного материала, но и развить индивидуальные способности личности:

Цифровые медиасредства можно определить как высокотехнологичные конвергентные устройства с необходимым инструментарием для постановки и решения задач в области создания, воспроизведения, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом и объектом [2, с. 104].

В настоящее время многие учебные заведения Республики Беларусь обладают современной материально-технической базой, в учебном процессе, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельности широко используются следующие информационные ресурсы, системы и технологии:

Новейшие средства коммуникации – смартфоны, айфоны, планшеты, видеонавигаторы, спутниковое и цифровое телевидение, ноутбуки или нетбуки – предполагают максимальную взаимосвязь с «пользователем», связь в любе время суток, здесь и сейчас. Все современные медиасредства начинены множеством функций и возможностей. Некоторые стали настолько популярными и необходимыми, что поставили личность в некую степень зависимости.

Неоспоримо, что цифровые медиасредства расширяют возможности личности для самоорганизации, понижают риски и излишнюю трату ресурсов, участвуют в регулировании потоков информации. Это своего рода «помощники-указатели», – когда, куда и где можно найти нужную информацию, через какого посредника (средство) её передать и что с ней делать дальше. Однако использование медиасредств в современной жизнедеятельности может иметь и негативную сторону, воздействовать не только на психологическом состоянии, но и серьёзно влиять на его здоровье, развивать симптомы несостоятельности, неуверенности, «компьютерной тревожности», «техностресс». Фактор владения и умения пользоваться цифровыми медиасредствами становится условием социального статуса личности. Человек, не использующий в своей жизнедеятельности медиасредства, вызывает ощущение несостоятельности или некомпетентности. Опыт и частота их использования являются индикатором физического, психологического и эмоционального состояния личности, оказывают влияние на его самооценку, активность и восприятие окружающей действительности.

Так, 59,2% обучающихся отмечают, что использование мультимедийных средств (проекторов, ноутбуков, презентационных материалов и др.) в учебном процессе помогает в усвоении учебного материала. Однако есть небольшой процент (всего 3,6%) студентов, которые высказывают противоположную точку зрения по качеству усвоения учебного материала с использованием цифровых медиасредств [3, с. 426]. Прежде всего, необходимо отметить недостаточную подготовленность преподавателей к использованию возможностей медиасредств, излишнюю информационную текстовую загруженность презентационных материалов, дублирование информации, отсутствие логики и структуры, чёткости и лаконичности, слабую визуализированность учебного материала, примитивное использование технического инструментария при демонстрации учебного материала преподавателем, что сказывается на качестве восприятия и усвоения.

С учетом интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий, мирового опыта и современных тенденций в области образования, а также инновационных практико-ориентированных требований к образовательному процессу систематически изучаются, анализируются, рассматриваются и внедряются новые цифровые медиасредства в информационно-образовательную среду, обновляются информационно-методические подходы. Задачей технологического образования в этих условиях становится не только процесс формирования комплекса технологических знаний и умений, но и процессы инкультурации и социализации обучаемых через осознание готовности к профессиональной деятельности, производству высококачественных товаров и услуг, ориентации в направлении будущей карьеры, постоянное самосовершенствование и саморазвитие. В то же время внимание необходимо уделять и развитию коммуникативной компетентности самих обучаемых в рамках медиаобразования, формированию и укреплению коммуникативных умений и навыков, необходимых для ориентирования подрастающего поколения в информационно-коммуникативном пространстве.