logo
sbornik / Часть 2

Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.

УО ВГУ имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Из энциклопедических источников известно, что декоративное искусство является областью пластических искусств, произведения которой, наряду с архитектурой, художественно формируют окру­жающую человека материальную среду, вносят в неё эстетическое идейно-образное начало. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство.

Монументально-декоративное искусство – это создание архитектурного декора, росписей, рельефов, парковой скульптуры, статуй, витражей, мозаик, украшений фасадов и интерьеров. Декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Оформительское искусство занимается вопросами художественного оформления празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т.п. Идейно-образное содержание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии в том ансамбле, для которого они предназначены [1, с. 212].

Целью данного исследования является формирование представления о возможностях и средствах декоративного искусства, через которые происходит формирование материальной среды, предметного и архитектурного пространства.

Исследование проводится на основе специальной литературы по декоративному искусству, на основе учебных пособий для студентов ВУЗов специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Изобрази­тельное искусство», с использованием информационных статей и докладов по дизайну и интерьерным стилям, с использованием пособий по истории мирового искусства. В работе использованы методы наблю­дения, сопоставления, анализа.

Проектирование и моделирование предметно-пространственной среды средствами декоративного искусства подразумевает создание внутреннего облика помещений жилого и общественного назначения с помощью композиции, пластики, цвета. Данными средствами формируется стиль, антураж, настроение, создается нужная среда для определенного назначения.

Предметно-пространственная среда взаимодействует наиболее тесно с декоративно-прикладным искусством, задачами которого являются и декоративное оформление, и утилитарное назначение. Дело в том, что искусство вещи не может быть свободно от социально-бытовых вопросов жизни, а декоративно-прикладное искусство, призванное решать такого рода вопросы, формируется благодаря своеобразным причинам. Одной из причин является оптимизация формы предмета, которая в свою очередь зависит от назначения, технического развития. Другой причиной является передача предметно-образного мира в простой, доступной, условной форме средствами декоративного искусства [2, с. 3].

В проектировании и моделировании предметно - пространственной среды важно иметь знания о средствах художественного синтеза. Соединение и сопоставление декоративной обусловленности предметов среды, цвета и формы, линеарности контуров, эффектов стилизации, балансом между размерами и ритмами решаются художественные задачи декора в обогащении образа предметов среды, интерьера или экстерьера в архитектуре. Знание качеств и свойств материалов так же важно для специалиста данного направления в искусстве. Через знание материала раскрываются, осмысляются и выявляются художественные эффекты.

Практически решая исследуемую проблему, можно отметить, что декоративное искусство и его средства необходимы для формирования среды жизнедеятельности человека. В любом интерьерном стиле средства декоративного искусства являются его частью, подчиняются общему замыслу, создают идейные связи. Даже такой стиль в интерьере, как Хай-тек, призванный быть «не декоративным», а высокотехноло­гичным и максимально функциональным, может иметь в своём антураже практичные декоративные вещи. Например, геометрические формы напольных ваз, имеющих практическое назначение, выполненные в технике шликерного литья. Обычная керамика с её естественно-природным материалом, облачённым в люстровые глазури металлического цвета (хрома, никеля, серебра и др.), увязываются с предметно-пространственной средой стилевого решения, являются частью единого целого. Таким образом, традиционное декоративное искусство может идти в ногу со временем, не теряться среди новейших материалов и технологий.

Таким образом, с помощью средств декоративного и декоративно-прикладного искусства решается исследуемая проблема, а в совокупности с дизайнерским проектированием не теряет актуальность само существование этого искусства и современность решения данной задачи.