Литература
Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 1997.
Мирзаянова, Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л.Ф. Мирзаянова. – Минск.: Бел. наука, 2003.
ИНОЦ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Муравьева С.Б.
БГУ им. И. Г. Петровского, г. Брянск, Россия
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка школьников к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, творческой, инициативной личности.
Содержание образовательного стандарта и программ образовательной области «Технология» предусматривает обучение учащихся созданию простейших полезных и посильных изделий из конструкционных и поделочных материалов в форме практических занятий и выполнения творческих учебных проектов.
В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчеты, схемы, чертежи, пояснительные записки, макеты, составляются сметы, калькуляции, описания. Составной частью проектной деятельности является конструкторская деятельность учащихся. Она предполагает разработку конструкции изделия (его структуру, отдельных деталей, сборочных единиц, согласно функциональному назначению.
Технологическая деятельность рассматривается на проектном уровне как теоретическая, связанная с планированием процесса изготовления изделия (разработкой технологии изготовления, проектированием оборудования, инструментов и приспособлений). На производственном уровне технологическая деятельность выходит за рамки проектной деятельности и связана с непосредственным изготовлением изделия.
Таким образом, проектно-технологическую деятельность учащихся можно рассматривать как проектирование, конструирование и изготовление изделия. Выполнение творческих проектов предусматривается после предварительного изучения учащимися необходимых теоретических сведений, а также предшествующей подготовки в области конструирования и решения творческих изобретательских задач.
Задача учителя технологии состоит в вовлечении учащихся в активную творческую деятельность, что требует наличия определенных компетенций у педагога, способности к инновационной деятельности.
Сегодня в системе высшего профессионального образования вводятся государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые делают акцент на компетентностный подход в обучении. В общих требованиях к уровню образованности отмечается, что выпускник должен быть способным к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и обладать стремлением к самосовершенствованию, стремиться к творческой самореализации. К сожалению, стандарты не содержат механизмов формирования качеств творческой деятельности.
Поэтому развитие творческих способностей будущих учителей технологии посредством участия в работе студенческого научного общества является значимым. Научно-исследовательская работа студентов из средства развития творческих способностей отдельных студентов перешла на качественно новую ступень – стала важным методом повышения качества подготовки специалистов профессионального технологического образования.
Цель исследовательской работы студентов заключается в воспитании самостоятельного, творчески мыслящего специалиста-профессионала. Для реализации этой цели необходимо создать условия, при которых студенты начнут охотно пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, работая самостоятельно или в группах.
Исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, направлена на активизацию процесса обучения. Она обеспечивается выполнением учебных исследовательских работ, лабораторных и практических заданий с элементами исследовательской деятельности. К примеру, при подготовке студентов специальностей «Технология и предпринимательство» и «Технология и безопасность жизнедеятельности» на занятиях по физике и электротехнике можно использовать технические задачи с элементами изобретательства.
В процессе аудиторных и самостоятельных занятий студенты осваивают аналитические, постановочные и поисковые элементы научной работы. Выполнение лабораторных работ по физике и электротехнике с элементами исследования позволяет закрепить не только общие, но и специальные понятия и категории, вырабатывает навыки поиска решений нестандартных заданий.
Эта деятельность предполагает самостоятельную работу вне рамок непосредственного процесса обучения. Она включает в себя выполнение студентами индивидуальных научных исследований под руководством преподавателя, подготовку докладов по результатам исследований на студенческих научных конференциях, а также публикацию результатов их исследовательской работы.
Одной из форм организации научно-исследовательской деятельности студентов является участие в работе инновационного научно-образовательного центра (ИНОЦ) компьютерных технологий и автоматизированного конструкторско-технологического проектирования, созданного на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
В период с 2010 по 2015 годы в работе ИНОЦ приняли участие студенты факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета. Итогом работы явилось создание комплекта электронных плакатов и интерактивных учебных пособий для решения задач по дисциплинам «Физика. Электростатика» (авторское свидетельство № 19290 от 24.06.2013 г); «Физика. Законы постоянного тока»; «Электротехника. Законы переменного тока». Разработанные пособия включают в себя методические указания к проведению лекций и семинарских занятий, задачи с подробным решением, контрольные вопросы, а также визуализацию информации по данной теме.
В результате изучения курсов физики и электротехники совместно со студентами были определены наиболее сложные для восприятия разделы и темы. Обсуждение проблемы изображения электрических и магнитных полей привело к идее использования анимации и в поэтапном представлении электромагнитных явлений.
Доминирующим мотивом являлась возможность использования анимационных моделей на занятиях по физике и электротехнике не только в своей группе, но и на курсе. В процессе работы над пособием были затронуты основные аспекты творческой деятельности: постановка вопроса в науке, выдвижение гипотезы и обсуждение идей, логика и интуиция в научной работе, планирование и роль эксперимента.
Интерактивные пособия использовались на лекционных и семинарских занятиях по физике и электротехнике в качестве дидактического материала. Участие студентов в работе инновационного научно-образовательного центра формирует особый стиль умственной деятельности, творческую активность и самостоятельность будущих учителей технологии, что способствует подготовке компетентного специалиста, востребованного на рынке учительского труда.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература