Литература
1. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса: практическое руководство / И.В. Шеститко [и др.]; ред. О.В. Клезович. – Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. – 136 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
НА ВНЕШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Ставицкая А.М., Сысоева И.А.
УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Продуманная организация внеклассной работы по трудовому обучению не просто позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, которая ведется на уроках труда, а помогает сделать эту работу содержательнее, повысить познавательный интерес, предполагает овладение основами научных технологических знаний, приобретение умений и навыков технологической деятельности, неразрывно связанных с самобытной национальной культурой, художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством.
Развитие детской фантазии и творческого воображения, пробуждение интереса детей к миру декоративного творчества – особая задача руководителя кружка.
Изображение на плоскости можно выполнять не только с помощью карандашей, красок, фломастеров, но и с помощью цветных нитей. Существует несколько видов изображения. Вот некоторые из них:
– вышивка – создание узоров осуществляется на ткани с помощью иголки;
– изонить – изображение осуществляется на картоне или плотной бумаге с использованием шила и иголки;
– ниточный дизайн – изображение создается на твердой деревянной основе с использованием декоративных гвоздей.
Изонить привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника также не требует дорогостоящих материалов. Техника изонити позволяет приучать ребенка к усидчивости, кропотливому ручному труду, активно развивать моторику. Она дает понятие о разных углах: величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины. Младшие школьники упражняются в количественном и порядковом счете, закрепляют знания о направлениях: «верх», «низ», «лево», «право»; развивают цветовое восприятие, понятие о холодных и теплых тонах, о контрасте, о том, как правильно подбирать цвет к фону, учатся различать толщину ниток, лицевую и изнаночную стороны. Также развивают абстрактное мышление, учатся владеть иглой, шилом, ниткой.
В УО «Центр детей и молодежи» г. Браслава существует много кружков по интересам, где каждый желающий может найти для себя подходящее хобби. Для любителей бисероплетения существует кружок «Сам себе мастер», для художников – «Изостудия», для любителей вышивать – «Мастерица».
Среди учащихся кружка «Мастерица» УО «Центр детей и молодежи» г. Браслава под руководством Олихвер Ю.В. было проведено анкетирование. Учащимся был предложен ряд вопросов:
Чем бы вы хотели заниматься в кружке?
Какие новые техники декоративно-прикладного искусства вы хотели бы освоить?
Что вам особенно нравится на занятиях в кружке «Мастерица»?
Что интересного вы можете предложить для того, чтобы на занятиях было интереснее?
По итогам этой анкеты был выявлен значительный интерес, направленный на изучение такой техники декоративно-прикладного искусства, как «Ниточный дизайн».
Работая в технике изонити, можно постепенно увеличивать степень сложности выполняемых работ в зависимости от уровня навыков учащегося. Так, например, младшие школьники, которые только осваивают эту технику, могут выполнять простые геометрические элементы (угол, треугольник, квадрат, круг), затем составлять из них аппликации или заготовки для открыток.
Учащиеся со средним уровнем навыков и умений могут совершенствовать технику, осваивая более сложные приемы переплетения нитей, нетрадиционные для этой техники материалы, составляя их них несложные композиции.
Учащиеся, которые достаточно успешно овладели приемами изонити, выполняют работы с различными техниками переплетения и составления элементов, трансформируя их в самые разнообразные формы.
Учитывая современные интересы молодежи и их тесное общение с интернетом и другими компьютерными технологиями, а также интерес в этом направлении, можно предложить учащимся разрабатывать эскизы в компьютерных программах, а затем переносить их на картон или доску.
В создаваемых декоративных композициях большего размера могут использоваться такие нетрадиционные материалы, как толстые шнурки, намотанные на гвозди, синтетические нити, тонкие бумажные веревки и т.д. Работа может быть украшена различными бусинами, бисером, лентами, ракушками, кусочками стекла или пластика, маленькими кусочками мягкого металла, природными материалами и т.д. В работах можно использовать элементы бумагопластики, например, аппликацию или художественное вырезание по бумаге. Техника ниточного дизайна применяется как в плоскостных работах, так и в объемных. Можно вышить узор на бумаге, а потом трансформировать саму бумагу.
Изонить комбинируют также и с другими видами декоративно-прикладного искусства, например, добавляют в работу элементы флористики, декупажа и пр. Кроме этого, работу можно решить не только в плоскости, но и перевести ее в объем путем переплетения нитей на трехмерном каркасе либо делать работу многослойной за счет длинных гвоздей.
На основании сделанного исследования интересов учащихся можно сделать вывод, что данная технология актуальна в ученической среде, пользуется интересом, поэтому рекомендуется для кружковых занятий. Ученикам можно предложить разноуровневую программу обучения, выполнение творческих проектов с применением различных материалов и техник.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература