logo
sbornik / Часть 2

Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Современный период развития системы образования в Украине характеризуется образователь­ными инновациями, направленными на сохранение достижений прошлого и модернизацию системы образования в соответствии с требованиями времени, новейшими достижениями науки, культуры и социальной практики. Характерными особенностями этого этапа развития педагогического образования являются поиск новых форм, методов и средств обучения, воспитания и управления; развертывание широкой экспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций на основе современной философии образования, которая существенно отличается от предыдущей.

Отметим, что функционирование системы образования возможно только при условии развития в ней инновационных процессов, обусловленных рядом объективных противоречий: несоответствием старых методов обучения, воспитания и развития личности новым условиям жизни; противоречием между большим количеством новой информации и существующими ограниченными возможностями учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, целью которых является повышение их эффективности. Чаще всего под инновационным процессом подразумевается комплексная деятельность по созданию, освоению, исполь­зованию и распространению нововведений. В педагогических инновациях обычно содержатся «открытая самим учителем или заимствована новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной рефлексией, что позволит соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования» [3].

Процесс создания и внедрения педагогических инноваций называют инновационной педагогической деятельностью, которую рассматривают как практику обучения и воспитания. Она создается педагогическим коллективом или отдельными педагогами для поиска эффективных путей решения актуальных образовательно-воспитательных задач учебных заведений. Под понятием инновационной педагогической деятельности понимаем разработку, распространение и применение образовательных инноваций, направленных на решение комплексной проблемы, которая возникла в результате столкновения устоявшихся и новых форм практики или в связи с несоответствием традиционных норм новым социальным запросам.

Таким образом, сущность инновационной деятельности заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, предусматривающую высшую степень педагогического творчества. По своей сути и специфике эта деятельность является сложной и требует особых дополнительных знаний, умений и навыков. Внедрение инноваций осуществляется посредством педагога, обладающего системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сформированной и осознанной готовностью к модернизации.

Проблеме инновационной деятельности педагога посвящены труды В. Борисова, Я. Бобылевой, А. Коберника, Л. Машкиной и др. По мнению С. Сысоевой, актуально формирование педагога, «готовность которого к профессиональной деятельности определяется не только системой специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, но и зрелостью профессионально значимых качеств, соответствующей квалификацией, проявляется в способности к прогнозированию целей и результата педагогического воздействия, построения индивидуальных траекторий развития учащихся, принятия самостоятельного решения и т.д.» [2, 44].

Ход инновационного образовательного процесса зависит от таких факторов, как государственная образовательная и инновационная политика, действующее законодательство, регулирующее образовательную и инновационную деятельность, уровень развития инфраструктуры, необходимой для поддержки разработки и распространения инноваций в системе образования, готовность образовательных учреждений, педагогов к нововведениям.

Основное в этом процессе – готовность педагогов к внедрению инноваций, так как именно неподготовленность преподавателей вузов к инновациям тормозит глобальные инновационные процессы в образовании. Эта проблема становится чрезвычайно актуальной в последнее время, когда получили распространение новые инновационные образовательные технологии, применение которых соответствует потребностям и запросам современной студенческой молодежи, обеспечивает определенные конкурентные преимущества высшим учебным заведениям. Инновационные педагогические технологии становятся типичным явлением образовательной практики, готовность к их применению – обязательным требованием ко всем педагогам.

Неподготовленность многих преподавателей к инновационной образовательной деятельности ученые объясняют следующими причинами: недостаточность современных информационно-методических материалов по нетрадиционным методикам обучения; недостаточно развитая профессиональная и методическая компетентность преподавателей; отсутствие мотивации преподавателей к разработке инновационных технологий и внедрению их в учебный процесс.

Важной задачей педагогических вузов является подготовка будущих педагогов к использованию новых технологий обучения и воспитания с целью повышения качества образования. Формирование у студентов готовности к инновационной деятельности, прежде всего, предполагает глубокое изучение концепций образования, теоретических вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса, положительных сторон педагогических теорий, идей и технологий, исследованных и внедренных в педагогическую практику.

Среди большого количества определений инновационной деятельности педагога, по нашему мнению, наиболее полное дано В. Сафиуллиным: «деятельность, которая проявляется во внесении в образовательную практику новых идей, методик, технологий, отказе от учебных штампов, служит обновлению содержания современного образования, создает новые педагогические технологии, предлагает новые возможности для творчества учителя» [1, 55]. Считаем важным отметить, что инновационное обучение обеспечивается не применением отдельных способов обучения, а связано с пересмотром процесса приобретения знаний, разработкой нового стиля обучения. Этот подход предусматривает решение системы целей и задач: анализ содержательной стороны учебного процесса, разработку технологии представления материала, изучение технологии его обработки, подбор и применение методов, приемов, средств и форм обучения.

Итак, высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образо­ванные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.