Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Современный период развития системы образования в Украине характеризуется образовательными инновациями, направленными на сохранение достижений прошлого и модернизацию системы образования в соответствии с требованиями времени, новейшими достижениями науки, культуры и социальной практики. Характерными особенностями этого этапа развития педагогического образования являются поиск новых форм, методов и средств обучения, воспитания и управления; развертывание широкой экспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций на основе современной философии образования, которая существенно отличается от предыдущей.
Отметим, что функционирование системы образования возможно только при условии развития в ней инновационных процессов, обусловленных рядом объективных противоречий: несоответствием старых методов обучения, воспитания и развития личности новым условиям жизни; противоречием между большим количеством новой информации и существующими ограниченными возможностями учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, целью которых является повышение их эффективности. Чаще всего под инновационным процессом подразумевается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нововведений. В педагогических инновациях обычно содержатся «открытая самим учителем или заимствована новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной рефлексией, что позволит соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования» [3].
Процесс создания и внедрения педагогических инноваций называют инновационной педагогической деятельностью, которую рассматривают как практику обучения и воспитания. Она создается педагогическим коллективом или отдельными педагогами для поиска эффективных путей решения актуальных образовательно-воспитательных задач учебных заведений. Под понятием инновационной педагогической деятельности понимаем разработку, распространение и применение образовательных инноваций, направленных на решение комплексной проблемы, которая возникла в результате столкновения устоявшихся и новых форм практики или в связи с несоответствием традиционных норм новым социальным запросам.
Таким образом, сущность инновационной деятельности заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, предусматривающую высшую степень педагогического творчества. По своей сути и специфике эта деятельность является сложной и требует особых дополнительных знаний, умений и навыков. Внедрение инноваций осуществляется посредством педагога, обладающего системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сформированной и осознанной готовностью к модернизации.
Проблеме инновационной деятельности педагога посвящены труды В. Борисова, Я. Бобылевой, А. Коберника, Л. Машкиной и др. По мнению С. Сысоевой, актуально формирование педагога, «готовность которого к профессиональной деятельности определяется не только системой специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, но и зрелостью профессионально значимых качеств, соответствующей квалификацией, проявляется в способности к прогнозированию целей и результата педагогического воздействия, построения индивидуальных траекторий развития учащихся, принятия самостоятельного решения и т.д.» [2, 44].
Ход инновационного образовательного процесса зависит от таких факторов, как государственная образовательная и инновационная политика, действующее законодательство, регулирующее образовательную и инновационную деятельность, уровень развития инфраструктуры, необходимой для поддержки разработки и распространения инноваций в системе образования, готовность образовательных учреждений, педагогов к нововведениям.
Основное в этом процессе – готовность педагогов к внедрению инноваций, так как именно неподготовленность преподавателей вузов к инновациям тормозит глобальные инновационные процессы в образовании. Эта проблема становится чрезвычайно актуальной в последнее время, когда получили распространение новые инновационные образовательные технологии, применение которых соответствует потребностям и запросам современной студенческой молодежи, обеспечивает определенные конкурентные преимущества высшим учебным заведениям. Инновационные педагогические технологии становятся типичным явлением образовательной практики, готовность к их применению – обязательным требованием ко всем педагогам.
Неподготовленность многих преподавателей к инновационной образовательной деятельности ученые объясняют следующими причинами: недостаточность современных информационно-методических материалов по нетрадиционным методикам обучения; недостаточно развитая профессиональная и методическая компетентность преподавателей; отсутствие мотивации преподавателей к разработке инновационных технологий и внедрению их в учебный процесс.
Важной задачей педагогических вузов является подготовка будущих педагогов к использованию новых технологий обучения и воспитания с целью повышения качества образования. Формирование у студентов готовности к инновационной деятельности, прежде всего, предполагает глубокое изучение концепций образования, теоретических вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса, положительных сторон педагогических теорий, идей и технологий, исследованных и внедренных в педагогическую практику.
Среди большого количества определений инновационной деятельности педагога, по нашему мнению, наиболее полное дано В. Сафиуллиным: «деятельность, которая проявляется во внесении в образовательную практику новых идей, методик, технологий, отказе от учебных штампов, служит обновлению содержания современного образования, создает новые педагогические технологии, предлагает новые возможности для творчества учителя» [1, 55]. Считаем важным отметить, что инновационное обучение обеспечивается не применением отдельных способов обучения, а связано с пересмотром процесса приобретения знаний, разработкой нового стиля обучения. Этот подход предусматривает решение системы целей и задач: анализ содержательной стороны учебного процесса, разработку технологии представления материала, изучение технологии его обработки, подбор и применение методов, приемов, средств и форм обучения.
Итак, высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература