logo
sbornik / Часть 2

Литература

1. Рахманов, Т.С. Подготовка учащихся средних школ к фермерскому труду в новых условиях хозяйствования (на материале республики Дагестан): дис. ... канд. пед .наук / Т.С. Рахманов. – Махачкала, 1997. – 164 с.

2. Аграрна економіка.: в 2. – Фермер: базовий рівень. Видавництво Баварського Земельного Об’єднання ТОВ & Ко. Командитне товариство, Мюнхен / Німеччина, 2007. – Т. 1. – 615 с.

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

СКВОЗНОГО КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Ростовцев А.Н.

ФГБОУ ВПО КузГПА, г. Новокузнецк, Россия

Кульгина Л.А.

ФГБОУ ВПО БрГТУ, г. Братск, Россия

Среди важнейших современных требований к значительной части подготовки бакалавров строительного направления – проектной подготовке – можно выделить сформированность: междисциплинарных знаний и способности к междисциплинарным обоснованиям проектных решений; способности системно и самостоятельно мыслить, выявлять и эффективно решать производственные задачи с использованием компетенций, освоенных в вузе; нацеленности на результативность профессиональной деятельности; готовности к самоактуализации и социально-профессиональной мобильности. Важным становится прогнозирование тенденций сформированности компетенций студентов, изучение факторов, влияющих на совершенствование образовательного процесса.

По нашему мнению, актуальным и соответствующим современным требованиям к проектной подготовке бакалавров строительного направления являются дополнение и технологическое обеспечение существующих методических разработок по наиболее практико-ориентированному сквозному курсовому проектированию (СКП), опирающемуся на интегративные принципы и представляющему из себя одну из форм реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе.

В ходе исследования мы решали проблему поиска организационно-педагогических условий, позволяющих технологично построить процесс междисциплинарной интеграции в курсовом проектировании и повышающих соответствие проектной подготовки бакалавров-строителей современным требованиям в сферах образования и производства [1].

Анализ методических особенностей курсового проектирования и вскрытых проблем традиционной подготовки студентов помогли выявить следующие организационно-педагогические условия:

– построение образовательного процесса, обеспечивающего организацию СКП. Данное условие предполагает разработку блоков СКП (сквозное проектирование по смежным дисциплинам) и реализацию процессного управления обучением каждой дисциплине, являющейся фрагментом блока СКП. Для чего требуются: согласование по времени изучения дисциплин и/или их модулей; осуществление единого подхода к раскрытию понятий и проектированию на основе предшествующей понятийной базы; выявление и реализация оптимального объема междисциплинарных связей, исключение дублирования частей курсовых проектов/работ (КП/КР); определения критериев для измерения и анализа индивидуальных результирующих показателей, для диагностики их в процессе обучения с целью своевременной корректировки; координация усилий преподавателей смежных кафедр в направлении формирования требуемых уровней компетенций студентов, единство педагогических требований и другое;

– обогащение образовательного процесса совокупностью форм, методов и средств организации обучения, определяющих специфику СКП и направленных на формирование проектных компетенций студентов. Для организации СКП необходимы такие формы обучения, как: вводная «лекция-диалог», или «лекция вдвоем»; практические занятия; междисциплинарные и индивидуальные консультации, контролируемая аудиторная самостоятельная работа в группе; самостоятельная работа. При СКП результативнее используются следующие методы, традиционно применяемые в КП/КР: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Из объективных и субъективных дидактических средств применяются или эффективнее проявляются в условиях СКП: междисциплинарные задания, технологические карты, семантические графы и другие;

– направленность образовательного процесса на построение субъект-субъектного взаимодействия между преподавателями смежных дисциплин и студентами. Создание паритетного участия студентов и преподавателей смежных дисциплин в осуществлении СКП: стимулирование осмысленного учения, принятия самостоятельных проектных решений, структурирования личного опыта; соответствие уровня сложности заданий на КП/КР индивидуальным особенностям и способностям студентов; определение преподавателями ритмичности выполнения КП/КР, без «элементов диктата»; распределение студентов на имеющих позитивные установки на самостоятельный личностный рост и на зависимых от внешнего влияния, обучение на основании прогноза.

В качестве инструмента внедрения выявленных организационно-педагогических условий разработана модель технологического обеспечения реализации междисциплинарной интеграции в курсовом проектировании при подготовке бакалавров-строителей, представляющая собой теоретически обоснованную систему управления учебным проектированием, определенную социальным заказом. Ядро модели – технология СКП, существенные особенности которой:

– последовательный переход от элемента к элементу в рамках «интегративной, надпредметной единицы содержания обучения» [3] – блока СКП. Реализуется при использовании: структурно-логической схемы содержания СКП, которая рационализирует последовательность его выполнения и представляет внутри- и междисциплинарные связи между элементами интегрируемых курсовых, отобранных в соответствии с требуемыми компетенциями; форм (междисциплинарные консультации и др.), методов (с преобладанием методов проблемного обучения) и средств организации обучения СКП (семантический граф, междисциплинарные задания, технологическая карта и др.);

– гарантирование конечного результата за счет проведения процедур диагностики уровней компетенций студентов на «входах» и «выходах» дисциплин, построения прогнозируемых профилей компетенций в начале семестра (с использованием разработанной математической модели [2]), дающих возможность выработки педагогического прогноза для координации действий преподавателей смежных дисциплин по коррекции процесса формирования компетенций студентов в ходе выполнения СКП, диагностический инструментарий, повышающий объективность оценивания уровней сформированности компетенций преподавателями смежных дисциплин. Он разработан на основе известных в управлении персоналом подходов к описанию компетентностных моделей, развитых и адаптированных авторами применительно к обучению студентов, и включает: совокупность кластеров компетенций (гностический, профессионально-ценностный, регулятивный, личностного самосовершенствования), а также описание шкал индикаторов по уровням сформированности компетенций [2]. Изображение профиля компетенций, составленного из названных шкал, дает возможность графического представления целей (требуемый профиль компетенций) и результатов обучения (индивидуальные фактические профили компетенций) по каждому семестру (или учебному году).

Эффективность реализации модели и динамику развития компетентности показывает сравнение прогнозируемых и фактических (по итоговым данным семестра) профилей компетенций, а также качественность выполнения системы проектных материалов и возможность их использования для работы над следующими КП, КР блока СКП и/или ВКР на требуемом уровне (результативный блок).

При апробации в БрГУ и КузГПА подтверждена действенность технологии СКП в повышении соответствия проектной подготовки бакалавров-строителей современным требованиям в сферах образования и производства, а также ее воспроизводимость и целесообразность применения при подготовке бакалавров других направлений. Доказано, что разработанный диагностический инструментарий (совокупность показателей и шкал индикаторов гностической, регулятивной, профессионально-ценностной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования) адекватно выявляет сформированность проектных компетенций, сопоставим с компетенциями, установленными ФГОС ВПО, и может быть использован для их оценивания. Подтверждена возможность оптимизации учебной деятельности студентов при внесении корректив с опорой на индивидуальные прогнозируемые профили компетенций, построенные с помощью разработанной математической модели, и оперативную обратную связь.