logo
sbornik / Часть 2

К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.

УО ПГУ, г. Новополоцк, Республика Беларусь

В настоящее время в Республике Беларусь со стороны рынка труда наблюдается устойчивая тенденция повышения спроса на инженерные кадры, способные проектировать и конструировать сложные технические объекты и технологические процессы. Поэтому реализацию образовательного процесса по подготовке современного инженера необходимо ориентировать на раскрытие сущности творческого поиска в инженерной деятельности, постановку инженерного мышления, изучение новых технологий организации инженерной деятельности.

Основной целью подготовки студентов технических специальностей должна стать не просто передача знаний, а подготовка к креативной практической деятельности. Это позволит им в будущем ставить и решать комплексные инженерно-технические задачи на стыке областей знаний.

На кафедре прикладной механики и графики Полоцкого государственного университета осуществляется подготовка будущих инженеров машиностроителей, строителей и технологов для нефтехимического народнохозяйственного комплекса. Системообразующими дисциплинами подготовки студентов для указанных технических специальностей являются дисциплины, связанные с изучением механической формы движения и ее частного случая – равновесия абсолютно твердых и деформируемых твердых тел.

Преподавание этих дисциплин базируется на применении деятельностного подхода. Согласно такому подходу, при определении содержания обучения первична деятельность, а ее анализ позволяет определить, каким знаниям учить [1, с. 8]. Это знания о том, как эту деятельность выполнить. Конечной целью обучения является формирование способа действий, а механизмом обучения является не передача знания, а управление учебной деятельностью студента.

Поэтому серьезное внимание в преподавании дисциплин уделяется управляемой самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студента трактуется как активное и целенаправленное преобразование получаемой студентом информации, согласно образовательному стандарту, в знания, умения и навыки на любом этапе образовательного процесса. Под управлением самостоятельной работой понимается многомерное понятие, включающее: нормирование; планирование; организацию; методическое обеспечение; контролирование.

К управляемой самостоятельной работе относятся все виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студента по выполнению учебных программ дисциплин. При этом, согласно В.П. Беспалько, студенты осуществляют два типа деятельности – репродуктивную и продуктивную [2, с. 14].

В первом случае от студента требуется уметь осуществлять следующее. Во-первых, деятельность с подсказкой, включающую цель, описание стандартной ситуации и алгоритм действий студента. Во-вторых, деятельность по памяти, включающую цель, описание стандартной ситуации, но требующую самостоятельных алгоритмических действий студента.

Во втором случае от студента требуется уметь осуществлять качественно иное. Во-первых, деятельность в нестандартной ситуации, включающую цель и описание ситуации, но требующую самостоятельных эвристических действий студента. И, во-вторых, исследовательскую деятельность, включающую описание цели в общем виде, требующую самостоятельной конкретизации ситуации и самостоятельного определения программы действий, ведущих к достижению цели.

Большое значение в преподавании дисциплин придается контролю успешности обучения студентов этим дисциплинам. Жесткие требования рынка труда к качеству подготовки и конкурентоспособности выпускников требуют такой организации контроля успешности обучения, которая побуждала бы студентов к систематической репродуктивной и продуктивной деятельности в процессе обучения.

Такого отношения студентов к процессу обучения позволяет добиться рейтинговая система контроля успешности обучения. В основе рейтинговой системы контроля лежат следующие дидактические принципы: объективность; разнообразие форм; единство требований; дифференцированность; систематичность и регулярность.

Рейтинговая система, являясь формой контроля успешности обучения студентов, активно влияет на качественное изменение процесса обучения студента дисциплинам, повышает его интенсивность, обеспечивает тесную взаимосвязь контроля обучения с конечными целями обучения прочностным дисциплинам.