logo
sbornik / Часть 1

Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.

ВГПУ им. М. Коцюбинского, г. Винница, Украина

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, причастной к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания учебного процесса. Еще недавно конечной целью образования любого учебного заведения был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у обучающихся, делают акцент на овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации.

Использование нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило учебный процесс, позволило решить много проблем развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, формирования индивидуальной образовательной перспективы студентов.

Всем современным технологиям присуща самостоятельная работа студентов, которая составляет около 60–90% времени учебного процесса.

Интенсификация и активизация процесса обучения предполагает сегодня не столько увеличение объема передаваемой информации, сколько создание дидактических условий осмысления материала.

В процессе преподавания дисциплин педагогического цикла мы активно используем созданные студентами так называемые карты памяти.

Ментальные карты (Mindmaps) – это разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Мнемокарта – это самостоятальная интерпретация студентом содержания изученного материала. Для составления карты памяти необходимо детально не только изучить материал, но и обобщить, проанализировать его. Необходимо выделить основные понятия; расположить их в иерархической последовательности; указать, какие понятия шире по своему значению, а какие уже; установить логические связи между изученным материалом; преимуществом является создание визуальных четких ассоциаций, а это помогает быстрее запоминать материал. После работы над составлением карты памяти нужно проанализировать изложенное для исключения малозначительных данных. Студенты могут дополнительно разработать краткие пояснения к мнемокарте, облегчающие ее понимание. Главная цель успешной работы над такой картой памяти – помощь при воспроизведении, повторении изученного материала.

Составление мнемокарт позволяет студентам не механически знакомиться с материалом, а выделять главное; сопоставлять новые факты с изученными ранее. После изучения определенных тем предлагаем составить мнемокарту по обобщению изученного материала.

Студенты для создания ментальных карт обращаются к сервису Mindomo, который позволяет создавать очень красочные карты, содержащие фотографии, рисунки, звук, видео; можно добавлять ссылки. Эти карты можно распечатать или делиться с друзьями и коллегами (через ссылку или вставку схемы в интернет-страницу).

Мы считаем, что работа над такими картами – это очень удачная альтерантива конспектированию учебного материала. Сами студенты подтверждают эффективность использования такого вида работы. Результаты экзаменов оказались тоже намного выше.

Пример использования такой карты памяти при изучении истории педагогики показан на рисунке.

Рисунок – Карта памяти «Педагогические идеи Джона Локка»

Применение интеллект-карт в обучении может дать положительные результаты, помогая не только запоминать и воспроизводить информацию, но и развивать креативное и критическое мышление, память, творческие способности.