Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
УО ПГУ, г. Новополоцк, Республика Беларусь
Формирование профессиональной компетентности средствами активных методов обучения нами рассматривается как целенаправленный, организованный процесс включения студентов в разнообразную деятельность и актуализации внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем профессионального становления. Активные методы обучения как средство формирования профессиональной компетентности несут в себе, с одной стороны, функцию овладения профессиональными способами деятельности, а с другой – функцию развития и саморазвития личности педагога.
Опытно-экспериментальная работа предполагала создание такой системы, которая воздействовала бы на мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую сферы деятельности каждого студента, способствовала бы развитию тех профессиональных качеств, которые обусловливали бы субъектность будущих педагогов. Содержание ее составили задания, требующие от студентов активных действий в ситуациях профессионального выбора. Общий путь выполнения такого рода заданий заключался в том, что через разрешение проблемы профессиональной направленности у студентов обострялся профессиональный интерес, актуализировались имеющиеся знания, формировались навыки педагогического анализа, развивались педагогические способности и профессиональные установки, складывались отношения к педагогической деятельности, к себе, как субъекту педагогической деятельности, к личностному и профессиональному саморазвитию, к учащимся как субъектам педагогического процесса.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.
На I этапе (2 курс обучения, начало изучения педагогики) мы ставили целью включение студентов в педагогическую деятельность через анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, моделирование педагогической деятельности. В традиционной системе подготовки в преподавании педагогики (в аудиторное время) акцент делается на профессиональные знания. Приобретение же студентами специальных педагогических умений и навыков переносится на период педагогической практики. На наш взгляд, изучение педагогики должно реализовывать опережающую функцию, заключающуюся в том, что к практической деятельности студенты должны приступать со сформированными (хотя бы основными) умениями и навыками.
Использование активных методов обучения через моделирование педагогической деятельности предоставляет возможности многократного повторения одной и той же ситуации школьной жизни, ее возвращения, и практически исключает метод «проб и ошибок» на детях. Такое обучение отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить». Будущий педагог должен осознать постановку самой задачи, оценить возможные решения, контролировать эффективность собственных действий.
II этап опытно-экспериментальной работы соответствовал 3 и 4 годам обучения. Педагогическая практика, как подчеркивается в современных исследованиях, выступает наиболее важной формой непосредственной профессиональной подготовки студентов. Поэтому для студентов 3 курса, помимо основных задач педпрактики, были введены специальные задания, направленные на выявление педагогических ситуаций, содержащих противоречия, на усвоение алгоритмов решения типичных педагогических задач с применением знаний психолого-педагогических закономерностей, на соотнесение целей, которые преследуются в данной педагогической задаче, с важнейшей задачей современной школы – развитие личности учащегося, создание условий для его саморазвития.
Во время педагогической практики в школе на 4 курсе обучения со студентами продолжалась работа, начатая на 3 курсе, обращалось внимание на формирование установки на самоценность каждого ребенка, ценность организованного педагогического воздействия и взаимодействия в становлении личности, т.е. на формирование гуманного педагогического сознания. Сложность заключалась в том, что традиционно во время этого вида практики основное внимание уделяется выполнению заданий по методике, а педагогика отодвигается на второй план, ограничивается только кругом задач, подготавливающих студентов к роли классного руководителя.
Всё это связано с тем, что и в школе существует искусственное разделение процессов обучения и воспитания, и в подготовке педагогов присутствует разграничение объективно целостного процесса подготовки учителя-предметника, с одной стороны, а с другой стороны, процесса подготовки того же учителя к выполнению функций классного руководителя. При этом традиционные установки школы преимущественно на учебную работу привели к тому, что воспитательная работа, в том числе внеклассная, не обретает в глазах учителя объективно присущей ей значимости. Это и ведет к тому, что начинающий педагог лучше подготовлен к осуществлению образовательных функций обучения, чем воспитывающих и развивающих. Педагогика должна являться тем ведущим, структурообразующим звеном, которое воедино объединит направления подготовки педагогов и создаст условия для формирования компетентности будущих специалистов.
На III этапе было введено изучение спецкурса «Профессиональное развитие личности педагога». Это было вызвано рядом причин. Так изучение базового курса педагогики к этому времени уже закончено. К сожалению, изучение педагогики и психологии сосредоточено на младших курсах, еще до непосредственной практики в школе, поэтому существует объективный разрыв между изучением педагогики и общепедагогической подготовкой на практике. Трудно воспринимать психолого-педагогические закономерности, принципы, основные педагогические постулаты, не наблюдая их применения в реальном педагогическом процессе школы. С другой стороны, студенты на младших курсах часто еще психологически, а также по уровню готовности к восприятию психолого-педагогических дисциплин не готовы, и знания, приобретаемые на занятиях по педагогике, не становятся профессионально значимыми.
Цель курса направлена на создание у студентов установки на достижение высокого уровня профессионализма в педагогической деятельности, оказание теоретической и практической помощи в творческом процессе личностного и профессионального развития. Курс построен с учетом преемственности с программами педагогических дисциплин и носит интегрированный характер, что обеспечивает системность знаний студентов и создает условия для формирования основ профессионального мышления, осознанного понимания педагогического профессионализма в становлении и развитии. В завершение изучения данного спецкурса предлагается создание собственной программы профессионального и личностного саморазвития.
На IV этапе осуществлялась проверка степени сформированности компетентности в самостоятельной педагогической деятельности, коррекционная работа по внесению изменений в программу профессионального саморазвития. Завершением опытно-экспериментальной работы было выполнение специальных заданий по педагогике в процессе сдачи государственного экзамена.
Таким образом, компетентностный подход изменяет саму парадигму образования от знаниевой к деятельностной. Использование активных методов обучения при реализации компетентностного подхода позволяет сформировать у будущих учителей технического и обслуживающего труда целостное представление о профессиональной деятельности и ее динамике; развить теоретическое и практическое мышление в профессиональной сфере; сформировать познавательную мотивацию, что составляет основу формирования профессиональной компетентности.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.