logo
sbornik / Часть 1

Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.

ФГБОУ ВПО БГУ им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия

Происходящие изменения в обществе оказывают влияние на изменение системы образования, стимулируют повышение интереса к культурному наследию и способствуют внедрению во многие виды творческой деятельности инновационных технологий.

Реализация системной модели в подготовке учителя технологии требует проектирования результатов обучения в двух измерениях:

Эта инновационная деятельность в обучении студентов направлена на введение наиболее значимых изменений в практику изучения дисциплин через реализацию новых идей, методов и технологий. Обеспечение готовности к инновационной деятельности выпускников является одним из решающих факторов успеха в работе учителя, всей школы, региона.

На современном этапе развития системы образования творческий проект помогает реализовать поставленные перед учителем технологии педагогические задачи. Введение проектного образования в школьную программу создаёт предпосылки для подготовки качественно новых выпускников школы, обладающих креативными качествами, способных к творчеству. В данном случае проектное образование имеет целью овладение обучающими технологиями проектирования как способом освоения нового предметного содержания, а также формирование у них основ проектной культуры.

Концептуальное пространство проектного обучения представляет собой целостный компонент, представляющий совокупность идей и парадигм, образующих эффективную, проектно-теоретическую среду для решения задачи формирования проектной культуры.

Проблема проектирования учебного процесса с осуществлением задачи формирования проектной культуры у студентов на факультете технологии и дизайна БГУ разрешена с введением на втором и третьем курсах модуля «Технология проектной деятельности», в состав которого входят две дисциплины – «Проектная деятельность в образовании» и «Управление технологическими проектами». Изучение данных дисциплин позволило отработать:

При реализации проектного обучения было выявлено, что содержание по усвоению проектной деятельности необходимо разбить на логически взаимосвязанные отдельные проекты в их интегративной взаимосвязи.

В каждом выполненном проекте подбирается соответствующая образовательная технология, которая максимально раскрывает творческие способности личности студента в определённой логической системе. Процесс обучения сопровождается педагогическим проектированием учебных ситуаций и отслеживания результатов учебной, творческой и научной деятельности студентов. Построение проектного процесса моделируется с проектной деятельностью как целостный процесс личной творческой деятельности с конкретным результатом – выполненным проектом (изучение темы «Группы процессов управления проектами»).

Для повышения производительности проектирования на факультете разработан несложный и не требующий от студентов специальной подготовки «Компьютерный конструктор-разработчик электрических схем». Разработка выполнена на базе интегрированной конструкторско-технологической системы ADEM, где использована простейшая, свободно распространяемая её версия ADEM 7,0 SuperLight.

Формы организации совместной деятельности студентов над проектом определяются, исходя из особенностей изучаемого предмета, тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Основополагающим является наличие различных видов самостоятельной деятельности обучающихся. Успех проектной деятельности студентов зависит от организации работы внутри группы, от чёткого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть или раздел работы, например проектирование кабинета технического или обслуживающего труда в школе. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний при изучении темы «Управление проектами по областям знаний». В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения, которые позволяют не только выявить проблему в усвоении знаний школьниками, но и разработать учебные пособия и средства обучения по усвоению учебной дисциплины.

Изучение модуля «Технологии проектной деятельности» завершается защитой творческого проекта с мультимедийной презентацией в присутствии всей группы студентов и приглашённых преподавателей-экспертов.

Таким образом, систематизация проектного образования, эффективная организация работы студентов в проектировании на основе учёта их индивидуальных способностей и интересов позволяет сформировать у них устойчивый интерес к образовательной деятельности.