Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
ФГБОУ ВПО БГУ им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия
Происходящие изменения в обществе оказывают влияние на изменение системы образования, стимулируют повышение интереса к культурному наследию и способствуют внедрению во многие виды творческой деятельности инновационных технологий.
Реализация системной модели в подготовке учителя технологии требует проектирования результатов обучения в двух измерениях:
квалификационно-профессиональном;
междисциплинарно-компетентностном.
Эта инновационная деятельность в обучении студентов направлена на введение наиболее значимых изменений в практику изучения дисциплин через реализацию новых идей, методов и технологий. Обеспечение готовности к инновационной деятельности выпускников является одним из решающих факторов успеха в работе учителя, всей школы, региона.
На современном этапе развития системы образования творческий проект помогает реализовать поставленные перед учителем технологии педагогические задачи. Введение проектного образования в школьную программу создаёт предпосылки для подготовки качественно новых выпускников школы, обладающих креативными качествами, способных к творчеству. В данном случае проектное образование имеет целью овладение обучающими технологиями проектирования как способом освоения нового предметного содержания, а также формирование у них основ проектной культуры.
Концептуальное пространство проектного обучения представляет собой целостный компонент, представляющий совокупность идей и парадигм, образующих эффективную, проектно-теоретическую среду для решения задачи формирования проектной культуры.
Проблема проектирования учебного процесса с осуществлением задачи формирования проектной культуры у студентов на факультете технологии и дизайна БГУ разрешена с введением на втором и третьем курсах модуля «Технология проектной деятельности», в состав которого входят две дисциплины – «Проектная деятельность в образовании» и «Управление технологическими проектами». Изучение данных дисциплин позволило отработать:
алгоритмы универсальной формы познания и преобразования в обучении проектной деятельности;
исследование процессов, систем, явлений путём изучения их аналогов и прототипов;
элементы содержания проектного образования, усвоенного студентами с переносом знаний в проектную практику;
элементы практической деятельности личности в процессах её творческого развития;
систему действий, необходимую для создания перспективных творческих направлений развития профессиональной деятельности.
При реализации проектного обучения было выявлено, что содержание по усвоению проектной деятельности необходимо разбить на логически взаимосвязанные отдельные проекты в их интегративной взаимосвязи.
В каждом выполненном проекте подбирается соответствующая образовательная технология, которая максимально раскрывает творческие способности личности студента в определённой логической системе. Процесс обучения сопровождается педагогическим проектированием учебных ситуаций и отслеживания результатов учебной, творческой и научной деятельности студентов. Построение проектного процесса моделируется с проектной деятельностью как целостный процесс личной творческой деятельности с конкретным результатом – выполненным проектом (изучение темы «Группы процессов управления проектами»).
Для повышения производительности проектирования на факультете разработан несложный и не требующий от студентов специальной подготовки «Компьютерный конструктор-разработчик электрических схем». Разработка выполнена на базе интегрированной конструкторско-технологической системы ADEM, где использована простейшая, свободно распространяемая её версия ADEM 7,0 SuperLight.
Формы организации совместной деятельности студентов над проектом определяются, исходя из особенностей изучаемого предмета, тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Основополагающим является наличие различных видов самостоятельной деятельности обучающихся. Успех проектной деятельности студентов зависит от организации работы внутри группы, от чёткого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть или раздел работы, например проектирование кабинета технического или обслуживающего труда в школе. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний при изучении темы «Управление проектами по областям знаний». В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения, которые позволяют не только выявить проблему в усвоении знаний школьниками, но и разработать учебные пособия и средства обучения по усвоению учебной дисциплины.
Изучение модуля «Технологии проектной деятельности» завершается защитой творческого проекта с мультимедийной презентацией в присутствии всей группы студентов и приглашённых преподавателей-экспертов.
Таким образом, систематизация проектного образования, эффективная организация работы студентов в проектировании на основе учёта их индивидуальных способностей и интересов позволяет сформировать у них устойчивый интерес к образовательной деятельности.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.