Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь
Социально-экономическая ситуация, образовавшаяся в нашем обществе в начале третьего тысячелетия, современные научные проблемы и практические задачи, связанные с поиском новых путей и средств эффективного управления национальной системой образования, требуют всестороннего и глубокого анализа имеющихся теоретических идей и концепций, а также достижений передового управленческого опыта, приобретенного в разных странах мира. В данном контексте актуализируется проблема осмысления целостного педагогического процесса с позиций науки управления, придания ему строгого научно обоснованного характера.
Управление или менеджмент представляет собой важную и многогранную сферу деятельности, от которой в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В самом общем смысле менеджмент – это социальное управление организацией.
Отличительной особенностью менеджмента является ориентация организации на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ, их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. При этом необходимо также учитывать особенности деятельности, в рамках которой осуществляется менеджмент.
В контексте данной работы интерес представляет педагогическая деятельность, предметом которой является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Содержание педагогической деятельности позволяет выделить такой вид менеджмента, как педагогический.
Под педагогическим менеджментом понимается комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, применяемый преподавателем и направленный на повышение эффективности образовательного процесса.
Теория педагогического менеджмента открывает перед преподавателями целый ряд возможностей по организации и осуществлению образовательного процесса. В результате партнерских отношений меняется атмосфера на занятиях. Характерной чертой учебных занятий выступает гуманизация отношений между субъектами учебного взаимодействия, проявление эмпатии, учет индивидуальных особенностей обучаемых, специальное создание ситуаций, способствующих самоутверждению и самореализации, доминирование поощрения и похвалы.
Педагогический менеджмент понимается исследователями как:
– управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.
– теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом, умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами;
– комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности;
– переход от командно-административной системы управления к системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит совместная деятельность, содействие, сотрудничество, сотворчество; доброжелательность; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату деятельности;
– создание эмоционально комфортного климата. Для многих обучающихся, особенно тех, которые только начинают учиться в вузе, необходим доверительный контакт с преподавателем, способным заинтересовать их своим предметом и дать полезный совет, направить и координировать деятельность. Главную роль при этом играет профессиональная компетентность преподавателя. Она предполагает не только наличие необходимого объема знаний и опыта, но и умение в нужный момент использовать их в процессе педагогической деятельности. Преподавателю необходимо учитывать психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов обучающихся;
– обеспечение возможности развития каждой личности студента (возможности для эффективного личностного самопознания, саморазвития, в том числе развития личностных и профессионально-значимых качеств);
– координация мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося высшего учебного заведения.
Образовательный процесс представляет собой целенаправленную деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию личности обучающихся, обеспечивающую усвоение последними общественного опыта, ценностей человеческой цивилизации и культуры. Преподаватель высшего учебного заведения является, по сути, менеджером учебно-воспитательного процесса (как субъект управления им).
Студент свободен в своей деятельности, свободен в принятии решений, имеет возможность исходить из собственных мотивов, опереться на собственный опыт. Цель преподавателя как менеджера заключается не в том, чтобы навязать обучающемуся свое решение, а в том, чтобы повысить его самооценку и укрепить веру в себя, мотивировать познавательную деятельность.
Таким образом, преподаватель, реализующий функцию управления, должен владеть фундаментальными предметными знаниями, коммуникативными умениями, опытом, достаточным для достижения целей профессиональной деятельности, а также быть готовым постоянно совершенствовать свои деловые и личные качества, социально-нравственную позицию и способность оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Благодаря педагогическому менеджменту, у преподавателя развивается умение мотивированно управлять педагогическими ситуациями, процессом социализации, учебно-познавательным процессом и поведением обучающихся, что является важным компонентом деятельности современного педагога.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.