logo
sbornik / Часть 1

Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.

БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь

Социально-экономическая ситуация, образовавшаяся в нашем обществе в начале третьего тысячелетия, современные научные проблемы и практические задачи, связанные с поиском новых путей и средств эффективного управления национальной системой образования, требуют всестороннего и глубокого анализа имеющихся теоретических идей и концепций, а также достижений передового управленческого опыта, приобретенного в разных странах мира. В данном контексте актуализируется проблема осмысления целостного педагогического процесса с позиций науки управления, придания ему строгого научно обоснованного характера.

Управление или менеджмент представляет собой важную и многогранную сферу деятельности, от которой в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В самом общем смысле менеджмент – это социальное управление организацией.

Отличительной особенностью менеджмента является ориентация организации на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ, их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. При этом необходимо также учитывать особенности деятельности, в рамках которой осуществляется менеджмент.

В контексте данной работы интерес представляет педагогическая деятельность, предметом которой является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Содержание педагогической деятельности позволяет выделить такой вид менеджмента, как педагогический.

Под педагогическим менеджментом понимается комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, применяемый преподавателем и направленный на повышение эффективности образовательного процесса.

Теория педагогического менеджмента открывает перед преподавателями целый ряд возможностей по организации и осуществлению образовательного процесса. В результате партнерских отношений меняется атмосфера на занятиях. Характерной чертой учебных занятий выступает гуманизация отношений между субъектами учебного взаимодействия, проявление эмпатии, учет индивидуальных особенностей обучаемых, специальное создание ситуаций, способствующих самоутверждению и самореализации, доминирование поощрения и похвалы.

Педагогический менеджмент понимается исследователями как:

– управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.

– теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом, умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами;

– комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности;

– переход от командно-административной системы управления к системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит совместная деятельность, содействие, сотрудничество, сотворчество; доброжелательность; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату деятельности;

– создание эмоционально комфортного климата. Для многих обучающихся, особенно тех, которые только начинают учиться в вузе, необходим доверительный контакт с преподавателем, способным заинтересовать их своим предметом и дать полезный совет, направить и координировать деятельность. Главную роль при этом играет профессиональная компетентность преподавателя. Она предполагает не только наличие необходимого объема знаний и опыта, но и умение в нужный момент использовать их в процессе педагогической деятельности. Преподавателю необходимо учитывать психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов обучающихся;

– обеспечение возможности развития каждой личности студента (возможности для эффективного личностного самопознания, саморазвития, в том числе развития личностных и профессионально-значимых качеств);

– координация мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося высшего учебного заведения.

Образовательный процесс представляет собой целенаправленную деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию личности обучающихся, обеспечивающую усвоение последними общественного опыта, ценностей человеческой цивилизации и культуры. Преподаватель высшего учебного заведения является, по сути, менеджером учебно-воспитательного процесса (как субъект управления им).

Студент свободен в своей деятельности, свободен в принятии решений, имеет возможность исходить из собственных мотивов, опереться на собственный опыт. Цель преподавателя как менеджера заключается не в том, чтобы навязать обучающемуся свое решение, а в том, чтобы повысить его самооценку и укрепить веру в себя, мотивировать познавательную деятельность.

Таким образом, преподаватель, реализующий функцию управления, должен владеть фундаментальными предметными знаниями, коммуникативными умениями, опытом, достаточным для достижения целей профессиональной деятельности, а также быть готовым постоянно совершенствовать свои деловые и личные качества, социально-нравственную позицию и способность оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Благодаря педагогическому менеджменту, у преподавателя развивается умение мотивированно управлять педагогическими ситуациями, процессом социализации, учебно-познавательным процессом и поведением обучающихся, что является важным компонентом деятельности современного педагога.