logo
sbornik / Часть 1

Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.

БГУ им. акад. И.Г. Петровского, БГИМЦ, Брянск. Россия

Умеет учить тот, кто учит интересно.

Эйнштейн

Основной источник развития общества – интеллект, который в настоящее время превращается в мощную материальную силу. Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Все больший вес в обществе приобретает творческий труд, а значит, и творческая личность. В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, творческую личность. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Общеобразовательная школа не ставит задачу сделать каждого выпускника специалистом в области какого-либо вида художественного творчества. Важна система поддержки талантливых детей; создание общей творческой среды в образовательных учреждениях. Способность к творчеству можно и нужно формировать и развивать.

Под методическими основами развития творчества учащихся мы понимаем содержание, формы и методы организации и планирования развития творчества. Формирование творческих способностей учащихся требует продолжительной и целенаправленной работы со стороны коллектива учителей, ибо только учитель является ключевой фигурой образования.

В любой учебной программе заложены знания, которые должны получить учащиеся после окончания обучения по ней и способы деятельности. И лишь от учителя зависит, насколько эффективным окажется их сочетание. Главное, что необходимо каждому учителю, – это умение создавать творческую атмосферу в классе: периодически знакомить с интересными фактами, идеями (техническими и научными), темами проектов; создавать проблемные ситуации и настраивать учащихся на решение возникших задач, поощрять оперирование идеями, материалом, стимулировать и поддерживать инициативу.

Для того чтобы помочь учителям освоить различные виды рукоделия и ремесла, определиться с методами, применяемыми для развития ученического творчества, городской методический Центр организовал постоянно действующий семинар-практикум. В рамках семинара регулярно проводятся консультации психологов, выступления народных мастеров, открытые уроки и мастер-классы, позволяющие учителям ознакомиться с новыми или несправедливо забытыми видами рукоделия и ремесел.

Используя разнообразные способы художественной обработки материалов, увлекая своим мастерством и творчеством, учитель может пополнить свою методическую копилку и повысить педагогическую эффективность подготовки своих учеников. Площадкой для развития творчества учащихся в первую очередь является урок. При грамотном и умелом применении проектного метода обучения можно многого достичь и во время учебного занятия. Эрудированный, грамотный учитель – и как результат – яркие насыщенные уроки, глубокое изучение материала и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Учитель должен видеть потенциальные творческие способности в каждом учащемся, внимательно реагировать на все его проявления.

Однако только учебного времени недостаточно: современные школьные программы все меньше места оставляют созданию предметного мира. Малое количество часов, отводимых на изучение предметной области «Технология», заставляет учителя искать другие формы для работы с учащимися: кружковые занятия, факультатив, элективные курсы, участие в выставках и конкурсах.

Регулярно в Брянске проводится городской смотр-конкурс «Эстафета искусств»; причем, кроме учащихся образовательных учреждений города в конкурсе активно участвуют и их наставники. Работы, представленные на конкурс, выставляются в городских музеях, чтобы и ученики, и их родители имели возможность ознакомиться с работами соискателей на победу. Ощутимый результат дает сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Учителю стоит познакомить учащегося с азами какого-либо вида творчества и подсказать, где можно заняться им вплотную.

Так, в центрах дополнительного образования города имеются творческие мастерские, в которых представлены все виды декоративно-прикладного искусства и творческие мастерские по техническому моделированию, авиа-, судомоделированию, компьютерной графике. А творческие объединения «Твори–выдумывай–пробуй» – это симбиоз технического творчества и декоративно-прикладного искусства.

Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской и проектной деятельности. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формируется творческий потенциал обучающихся.

Ежегодно в Брянске проводится Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Для того чтобы помочь учителям освоить азы исследовательской деятельности, на базе Брянского городского лицея № 2 создана творческая мастерская. Спектр проблем, рассматриваемых в творческой мастерской, достаточно широк: движущие силы и источники технического творчества, теория и методология творчества и исследовательской деятельности, психология творчества, субъекты творческой деятельности, творческая педагогика и др.

Таким образом, в практике планирования методической работы по развитию творческого потенциала выстраивается логическая цепочка: школьный урок – факультативные занятия и элективные курсы – творческие мастерские под руководством наиболее талантливых учителей – городские конкурсы декоративного и технического творчества – научно-практическая конференция по исследовательской деятельности. А завершает эту цепочку система подготовки бакалавров на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского. Так, на первом и четвертом курсах студентам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Технология» предлагается ряд дисциплин по выбору – декоративно-прикладное творчество, техническое моделирование и конструирование; на втором и третьем курсах обязательными являются технология обработки материалов, проектная деятельность в образовании и производственный практикум по технологии.

Таким образом, формируется личность современного преподавателя. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.

Социальная и личностная значимость умения мыслить творчески особенно возрастает в эпоху стремительных социальных изменений в перестраивающемся обществе. Только предметная область «Технология» нацелена на развитие у учащихся познавательных и творческих способностей и только она позволяет наиболее полно раскрыть заложенное в каждом ребенке творческое начало, наметить пути его совершенствования.

Творческая активная деятельность формирует у человека ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Причем нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т. д.