Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
БГУ им. акад. И.Г. Петровского, БГИМЦ, Брянск. Россия
Умеет учить тот, кто учит интересно.
Эйнштейн
Основной источник развития общества – интеллект, который в настоящее время превращается в мощную материальную силу. Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Все больший вес в обществе приобретает творческий труд, а значит, и творческая личность. В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, творческую личность. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Общеобразовательная школа не ставит задачу сделать каждого выпускника специалистом в области какого-либо вида художественного творчества. Важна система поддержки талантливых детей; создание общей творческой среды в образовательных учреждениях. Способность к творчеству можно и нужно формировать и развивать.
Под методическими основами развития творчества учащихся мы понимаем содержание, формы и методы организации и планирования развития творчества. Формирование творческих способностей учащихся требует продолжительной и целенаправленной работы со стороны коллектива учителей, ибо только учитель является ключевой фигурой образования.
В любой учебной программе заложены знания, которые должны получить учащиеся после окончания обучения по ней и способы деятельности. И лишь от учителя зависит, насколько эффективным окажется их сочетание. Главное, что необходимо каждому учителю, – это умение создавать творческую атмосферу в классе: периодически знакомить с интересными фактами, идеями (техническими и научными), темами проектов; создавать проблемные ситуации и настраивать учащихся на решение возникших задач, поощрять оперирование идеями, материалом, стимулировать и поддерживать инициативу.
Для того чтобы помочь учителям освоить различные виды рукоделия и ремесла, определиться с методами, применяемыми для развития ученического творчества, городской методический Центр организовал постоянно действующий семинар-практикум. В рамках семинара регулярно проводятся консультации психологов, выступления народных мастеров, открытые уроки и мастер-классы, позволяющие учителям ознакомиться с новыми или несправедливо забытыми видами рукоделия и ремесел.
Используя разнообразные способы художественной обработки материалов, увлекая своим мастерством и творчеством, учитель может пополнить свою методическую копилку и повысить педагогическую эффективность подготовки своих учеников. Площадкой для развития творчества учащихся в первую очередь является урок. При грамотном и умелом применении проектного метода обучения можно многого достичь и во время учебного занятия. Эрудированный, грамотный учитель – и как результат – яркие насыщенные уроки, глубокое изучение материала и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Учитель должен видеть потенциальные творческие способности в каждом учащемся, внимательно реагировать на все его проявления.
Однако только учебного времени недостаточно: современные школьные программы все меньше места оставляют созданию предметного мира. Малое количество часов, отводимых на изучение предметной области «Технология», заставляет учителя искать другие формы для работы с учащимися: кружковые занятия, факультатив, элективные курсы, участие в выставках и конкурсах.
Регулярно в Брянске проводится городской смотр-конкурс «Эстафета искусств»; причем, кроме учащихся образовательных учреждений города в конкурсе активно участвуют и их наставники. Работы, представленные на конкурс, выставляются в городских музеях, чтобы и ученики, и их родители имели возможность ознакомиться с работами соискателей на победу. Ощутимый результат дает сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Учителю стоит познакомить учащегося с азами какого-либо вида творчества и подсказать, где можно заняться им вплотную.
Так, в центрах дополнительного образования города имеются творческие мастерские, в которых представлены все виды декоративно-прикладного искусства и творческие мастерские по техническому моделированию, авиа-, судомоделированию, компьютерной графике. А творческие объединения «Твори–выдумывай–пробуй» – это симбиоз технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской и проектной деятельности. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формируется творческий потенциал обучающихся.
Ежегодно в Брянске проводится Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Для того чтобы помочь учителям освоить азы исследовательской деятельности, на базе Брянского городского лицея № 2 создана творческая мастерская. Спектр проблем, рассматриваемых в творческой мастерской, достаточно широк: движущие силы и источники технического творчества, теория и методология творчества и исследовательской деятельности, психология творчества, субъекты творческой деятельности, творческая педагогика и др.
Таким образом, в практике планирования методической работы по развитию творческого потенциала выстраивается логическая цепочка: школьный урок – факультативные занятия и элективные курсы – творческие мастерские под руководством наиболее талантливых учителей – городские конкурсы декоративного и технического творчества – научно-практическая конференция по исследовательской деятельности. А завершает эту цепочку система подготовки бакалавров на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского. Так, на первом и четвертом курсах студентам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Технология» предлагается ряд дисциплин по выбору – декоративно-прикладное творчество, техническое моделирование и конструирование; на втором и третьем курсах обязательными являются технология обработки материалов, проектная деятельность в образовании и производственный практикум по технологии.
Таким образом, формируется личность современного преподавателя. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.
Социальная и личностная значимость умения мыслить творчески особенно возрастает в эпоху стремительных социальных изменений в перестраивающемся обществе. Только предметная область «Технология» нацелена на развитие у учащихся познавательных и творческих способностей и только она позволяет наиболее полно раскрыть заложенное в каждом ребенке творческое начало, наметить пути его совершенствования.
Творческая активная деятельность формирует у человека ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Причем нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т. д.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.