Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Для решения любой поставленной задачи и получения ожидаемого результата определяющим является выбор методологической стратегии, которая наиболее полно может быть отражена в определении подхода к познанию.
Проблемное обучение – неотъемлемая часть современного учебно-воспитательного процесса. В процессе овладения знаниями, навыками и умениями преподаватель анализирует достижения студентов, тем самым, получая возможность своевременно вносить коррективы в учебный процесс, руководить им. Это позволяет осуществить обучение таким образом, чтобы у будущих педагогов непрерывно увеличивался интерес к знаниям, росла потребность в более глубоком и полном их усвоении, проявлялись самостоятельность и инициативность, чтобы они постоянно развивали свои способности, творческий стиль, овладевали наиболее совершенными методами учебной и научно-исследовательской деятельности.
При таких условиях обучение приобретает проблемно-ориентированный характер, отличительными чертами которого являются: методологическая обоснованность, фундаментальность и практическая направленность; единство индивидуальной и коллективной подготовки специалистов; усиление проблемности, мотивированности, эмоциональности и комплексности обучения; поисково-исследовательский характер самостоятельного учебного труда студентов; оснащенность современными техническими средствами; гибкость управления обучением.
В свою очередь, эвристика как раздел методологии не получила еще официального признания. Однако очевидно, что в каждой области научного знания она является стратегией выбора самого быстрого, эффективного и оригинального решения и что эвристические методы наталкивают на поиск и принятие нетривиальных шагов.
Эвристика опирается на методы, применение которых позволяет сократить время решения инновационной проблемы по сравнению с методами простого перебора. Модели осуществления поиска значительно индивидуализированы и тесно связаны с психической и мотивационной деятельностью субъекта познания. Эвристики можно применять для решения различного типа проблем, в том числе профессиональных [4].
Итак, учитывая сложность и многогранность профессиональных умений, их междисциплинарный характер возникла необходимость разработки специального подхода к их формированию.
Оригинальный подход к решению вопроса о методах формирования умений содержится в работах П.Я. Гальперина [1]. Автор считает полезным начинать обучение с овладения учащимися умениями самостоятельно определять ориентировочную основу действия, т.е. анализировать условие задания, составлять технологический план выполнения работы, проводить необходимые расчёты и т.п. В то же время ряд авторов [2; 3; 5] утверждают, что формирование обобщенных интеллектуальных умений осуществляется наиболее эффективно в процессе решения проблемных ситуаций, стимулирующих учащихся к активному выбору и творческим поискам новых способов получения знаний.
Применительно к формированию у субъекта системы профессиональных умений учебная проблема является предметно-содержательной основой, а эвристические предписания – ориентировочной и операционно-деятельностными средствами их формирования. Дидактическое единство перечисленных выше сторон обоснования процесса формирования системы профессиональных умений наиболее точно может быть отражено в проблемно-эвристическом подходе.
Проблемно-эвристический подход охарактеризуем как ориентацию, определяющую позицию исследователя, побуждающую к использованию идей, принципов, совокупности взаимосвязанных понятий и способов, обусловливающих формирование у будущих педагогов системы профессиональных умений.
Обобщив результаты, рассмотрим поэтапный процесс формирования системы профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода.
Первый этап – работа «по образцу» должна включать в себя ознакомление студентов с методическим указаниями, в которых подробно освещены вопросы, касающиеся решения профессиональных проблем процесса обучения. При проведении работ этого цикла познавательная деятельность студентов протекает на уровне воспроизведения, на базе собственной практической деятельности, направленной на овладение основами решения учебных проблем.
Процесс выполнения задания представлен в виде известной последовательности действий (эвристик). Эти работы направлены на формирование умений, связанных с действиями, обеспечивающими активный поиск и приобретение субъектом обучения педагогической информации, получение знаний и способах управления ими. В блок познавательных умений инновационной деятельности входят умения, связанные с процессом поиска, нахождения, систематизации и обобщения новых знаний по исследуемой проблеме.
Второй этап – деятельность, при выполнении которой студенты ставятся в условия, связанные с необходимостью проведения преобразований, обобщений, привлечения знаний и умений, приобретённых на первом этапе. Применительно к профессиональной деятельности у студентов вырабатываются умения, предусматривающие планирование своей деятельности с учётом индивидуальных возможностей, изменение способов взаимодействия между участниками учебного процесса.
К преобразовательным умениям профессиональной деятельности можно отнести умения анализа средств педагогического воздействия и поиска методов планирования профессиональной деятельности будущего учителя технического труда. Для решения задач данного этапа студентам необходимо не только хорошо знать определённые законы, описывающие инновационную деятельность, но и уметь их приспосабливать к новым ситуациям, комбинировать, преобразовывать и т. д.
Третий этап – самостоятельное освоение студентами теории и практики профессиональной деятельности процесса обучения. В процессе решения учебных проблем на данном этапе студенты приобретают опыт решения заданий с недостающим количеством переменных, частично известными условиями, допускающими различные вариации. У обучаемых вырабатываются умения, связанные с апробированием и реализацией творческого проекта, с поддерживанием профессиональной мотивации будущего специалиста. В данный блок входят умения, связанные с обучением будущего учителя самостоятельности, творческого отношения к педагогической деятельности. Появляется возможность открытой дискуссии между студентами при непосредственном участии преподавателя. Роль преподавателя сводится к постановке проблемы перед студентами. Затем он либо даёт программу её решения, либо корректирует движение студентов к их решению, либо делит проблему на несколько подпроблем, дающих в совокупности решение заданной проблемы.
Заключительный четвёртый этап – творческая самостоятельная работа, цель которой – дальнейшее развитие опыта профессиональной деятельности на основе выполнения творческих заданий, обладающих субъективной и объективной новизной. Основными вопросами заданий этого типа являются формирование у студентов умений оценочной сферы профессиональной деятельности, связанных с рефлексией дидактического нововведения. К ним можно отнести умения по определению степени решения педагогических задач и достижения оперативных целей процесса обучения, умения фиксировать недостатки в методах и приёмах профессиональной деятельности, умения уточнять предложение и формулировать необходимые выводы.
Преподаватель направляет процесс поиска: формулирует тему и цели занятия. Вся остальная работа: постановка проблемы, формулирование задач – выполняются студентами самостоятельно.
Наличие у преподавателя представлений о сущности проблемно-эвристического подхода позволит ему осознанно управлять профессиональной деятельностью: выявлять и первоначально формулировать учебные проблемы; осуществлять предварительный сбор и обрабатывать научные факты в педагогическом процессе; критически оценивать имеющиеся знания и данные по проблеме; формулировать цели и задачи дидактического проекта; разрабатывать программу осуществления педагогического проекта; осуществлять литературно-техническое оформление исследования; обсуждать, популяризировать и распространять результаты исследования.
Апробация проблемно-эвристического подхода к формированию системы инновационных умений у будущих педагогов в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердила его эффективность.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.