logo
sbornik / Часть 1

Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович

ГНПУ им. А. Довженка, г. Глухов, Украина

Подготовка педагогических кадров, их профессиональное совершенствование – важное условие модернизации системы образования. Ведь именно педагогические кадры являются движущей силой процессов реформирования образования.

В современных условиях социальное и экономическое развитие Украины невозможно без дальнейшего поиска путей, которые усовершенствуют процесс подготовки будущего педагога. Необходимо активизировать исследования, обращенные на изучение проблемы развития творческого мышления учащихся, ведь изобретательство, рационализаторские предложения – движущая сила в развитии производства.

В этом процессе особенное место занимают эвристические методы. Эвристическими методами называются логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи.

Современные методы эвристического поиска нашли научно - теоретическое описание в работах Г. Альтшуллера, В. Гордона, А. Осборна, Д. Пойя, Ф. Ханзена, Ф. Цвикки и др.

В своих исследованиях эту проблему мы рассматриваем в процессе профессиональной подготовки учителей технологии и профессионального обучения.

Результаты исследований ученых Коберника А., Пелагейченко Г., Симоненко В., Сидоренко В., Терещука Г. и др., анализ опыта педагогической практики свидетельствуют о том, что если творчество – сложный и своеобразный процесс, то будущих педагогов ему необходимо обучать.

При рассмотрении творческой деятельности учащихся в условиях учебного процесса целесообразно выделить три этапа.

На первом – происходит «видение» идеи. Методика организации учебного процесса зависит от уровня подготовленности участников к творческой деятельности:

– преподаватель задает учащемуся конкретное задание, решение которого невозможно без творческого подхода;

– преподаватель создает такую педагогическую ситуацию, когда учащийся подходит к самостоятельному «видению» проблемы, которую необходимо решить;

– учащиеся самостоятельно определяют противоречие и конкретизируют задание, которое требует творческого решения.

На втором этапе осуществляется поиск способов решения проблемного задания.

На третьем – технологическая разработка идеи, воплощение в практику.

Наш опыт убеждает в целесообразности не только знакомить будущих педагогов с научно-теоретическими основами творчества, но и планировать усвоение ими методических основ развития творческого мышления учащихся через включение их в творческие процессы.

Для оптимизации процесса ознакомления студентов с методами эвристического поиска во время учебы используются интерактивные технологии, в особенности те, которые строятся на игровой деятельности, также они привлекаются к процессу решения разнообразных технических задач. Объединяет эти подходы включение будущих педагогов к проектной деятельности.

Во время изучения специальных дисциплин планируется выполнение студентами творческих проектов. Работа над проектом предполагает осознание цели, оформление замысла, разработку организационного плана, реализацию запланированного, подбивание итогов в виде отчета и презентации.

Метод проектов способствует развитию критического мышления, познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Проектная деятельность предусматривает включение студентов к выполнению всех этапов школьного проектирования (организационно-подготовительного, конструкторского, технологического, заключительного).

На организационно-подготовительном этапе главное внимание уделяется технологиям и методам развития творческого мышления: методу мозгового штурма, методу контрольных вопросов, морфологическому анализу, методу фокальных объектов, методу случайностей и др.

Использование исследовательских методов позволяет усвоить технологию определения проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения, обсуждения, анализа, классификации и т.д.

Педагогический опыт подтвердил целесообразность в процессе изучения таких дисциплин, как методики, технологии обработки материалов и др., планировать выполнение студентами практико-ориентированных проектов, особенностью которых является четко определенный практический результат.

Программы трудового обучения (основная школа 5–9 классы), технологий (старшая школа 10–11 классы) предусматривают усвоение базового и вариативного разделов. При этом итогом изучения первых есть изделия, вторых – проект. Поэтому, при привлечении будущих педагогов к проектной деятельности тематика проектов определяется программами вариативных разделов. Такой подход позволяет не только углубить знания содержания программ, проектной технологии, усовершенствовать практические умения обработки художественных материалов, но и включить студентов в процесс решения задач по усовершенствованию изделий, используя методы творческой деятельности.

Таким образом, основываясь на важности проблемы подготовки будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся, рассматривая ее как составляющую их профессионального мастерства, считаем целесообразным во время изучения специальных дисциплин использовать интерактивные технологии, планировать вовлечение студентов в проектную деятельность, при этом тематика проектов должна определяться содержанием программ трудового обучения и технологий.