Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
ГНПУ им. А. Довженка, г. Глухов, Украина
Подготовка педагогических кадров, их профессиональное совершенствование – важное условие модернизации системы образования. Ведь именно педагогические кадры являются движущей силой процессов реформирования образования.
В современных условиях социальное и экономическое развитие Украины невозможно без дальнейшего поиска путей, которые усовершенствуют процесс подготовки будущего педагога. Необходимо активизировать исследования, обращенные на изучение проблемы развития творческого мышления учащихся, ведь изобретательство, рационализаторские предложения – движущая сила в развитии производства.
В этом процессе особенное место занимают эвристические методы. Эвристическими методами называются логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи.
Современные методы эвристического поиска нашли научно - теоретическое описание в работах Г. Альтшуллера, В. Гордона, А. Осборна, Д. Пойя, Ф. Ханзена, Ф. Цвикки и др.
В своих исследованиях эту проблему мы рассматриваем в процессе профессиональной подготовки учителей технологии и профессионального обучения.
Результаты исследований ученых Коберника А., Пелагейченко Г., Симоненко В., Сидоренко В., Терещука Г. и др., анализ опыта педагогической практики свидетельствуют о том, что если творчество – сложный и своеобразный процесс, то будущих педагогов ему необходимо обучать.
При рассмотрении творческой деятельности учащихся в условиях учебного процесса целесообразно выделить три этапа.
На первом – происходит «видение» идеи. Методика организации учебного процесса зависит от уровня подготовленности участников к творческой деятельности:
– преподаватель задает учащемуся конкретное задание, решение которого невозможно без творческого подхода;
– преподаватель создает такую педагогическую ситуацию, когда учащийся подходит к самостоятельному «видению» проблемы, которую необходимо решить;
– учащиеся самостоятельно определяют противоречие и конкретизируют задание, которое требует творческого решения.
На втором этапе осуществляется поиск способов решения проблемного задания.
На третьем – технологическая разработка идеи, воплощение в практику.
Наш опыт убеждает в целесообразности не только знакомить будущих педагогов с научно-теоретическими основами творчества, но и планировать усвоение ими методических основ развития творческого мышления учащихся через включение их в творческие процессы.
Для оптимизации процесса ознакомления студентов с методами эвристического поиска во время учебы используются интерактивные технологии, в особенности те, которые строятся на игровой деятельности, также они привлекаются к процессу решения разнообразных технических задач. Объединяет эти подходы включение будущих педагогов к проектной деятельности.
Во время изучения специальных дисциплин планируется выполнение студентами творческих проектов. Работа над проектом предполагает осознание цели, оформление замысла, разработку организационного плана, реализацию запланированного, подбивание итогов в виде отчета и презентации.
Метод проектов способствует развитию критического мышления, познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Проектная деятельность предусматривает включение студентов к выполнению всех этапов школьного проектирования (организационно-подготовительного, конструкторского, технологического, заключительного).
На организационно-подготовительном этапе главное внимание уделяется технологиям и методам развития творческого мышления: методу мозгового штурма, методу контрольных вопросов, морфологическому анализу, методу фокальных объектов, методу случайностей и др.
Использование исследовательских методов позволяет усвоить технологию определения проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения, обсуждения, анализа, классификации и т.д.
Педагогический опыт подтвердил целесообразность в процессе изучения таких дисциплин, как методики, технологии обработки материалов и др., планировать выполнение студентами практико-ориентированных проектов, особенностью которых является четко определенный практический результат.
Программы трудового обучения (основная школа 5–9 классы), технологий (старшая школа 10–11 классы) предусматривают усвоение базового и вариативного разделов. При этом итогом изучения первых есть изделия, вторых – проект. Поэтому, при привлечении будущих педагогов к проектной деятельности тематика проектов определяется программами вариативных разделов. Такой подход позволяет не только углубить знания содержания программ, проектной технологии, усовершенствовать практические умения обработки художественных материалов, но и включить студентов в процесс решения задач по усовершенствованию изделий, используя методы творческой деятельности.
Таким образом, основываясь на важности проблемы подготовки будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся, рассматривая ее как составляющую их профессионального мастерства, считаем целесообразным во время изучения специальных дисциплин использовать интерактивные технологии, планировать вовлечение студентов в проектную деятельность, при этом тематика проектов должна определяться содержанием программ трудового обучения и технологий.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.