Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград, Россия
Общепризнано, что в настоящее время лидирующее положение в учебных заведениях различного уровня занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современной компьютерной техники и сети Интернет, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Интернет становится рабочей средой и необходимыми рабочим инструментом преподавателей колледжей и вузов, учителей общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
При этом одним из чрезвычайно перспективных направлений их использования является построение информационных интеллектуальных карт (инфокарт), которые являются виртуальным путеводителем для создания и проведения по ним виртуальных учебных интернет- и/или, что лучше, интерактивных экскурсий.
Вообще-то традиционная экскурсия – это форма обучения, при которой обучающиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью в естественных условиях (завод, фабрика, лаборатория, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники и т.п.). Экскурсия является одной из форм организации учебной работы и выполняет следующие функции: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; экскурсия укрепляет связь жизни с практикой; способствует политехническому обучению; играет важную роль в профессиональной ориентации обучающихся и др.
Термин виртуальный происходит от английского слова virtual– «похожий, неотличимый». Виртуальная экскурсия – это самостоятельная форма организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведениях различного ранга (от начальной до высшей школы), которые позволяют проводить изучение предметов, их отдельных разделов и тем, устройства оборудования, машин и конструкций, различных производств, технологий, процессов и явлений в классах, кабинетах, мастерских в условиях, максимально приближенных или «похожих» на естественные.
Организация системы виртуальных экскурсионных путешествий, прогулок с использованием инфокарты конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания обучающихся, способствует воспитанию истинного гражданина, формированию познавательного интереса к изучаемым предметам, возникновению мотивации к обучению, развитию умения устанавливать межпредметные связи.
Местом проведения виртуальных производственных экскурсий при технологической подготовке обучающихся являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, аэропорты, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармонии и другие объекты производственного, учебного, научного и социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные цеха, участки, лаборатории.
Методика разработки маршрута, организации и проведения таких экскурсий относительно проста. Обычно экскурсия начинается со вступительной беседы с обучающимися, в ходе которой педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздает маршрутные листы (и/или информационные карты, интеллект-карты). Особое внимание обучающихся обращается на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Большую роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Обучающиеся не просто знакомятся с материалами экспозиций, производств, но и занимаются активным исследованиями, поиском необходимой для изучения и анализа информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий. Во время проведения экскурсии обучающиеся могут конспектировать (записывать) тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки обучающихся, намечает творческие задания для них (написать эссе, сочинение, подготовить доклады, рефераты, составить альбомы, разработать новые маршруты (интеллект-карты) виртуальных экскурсий и т. п.). Составляющими виртуальной экскурсии могут выступать фрагменты, выдержки из технических, научных, научно-образовательных и художественных фильмов, видео- и аудиофайлы, анимация, а также, что немаловажно, в учебно-воспитательных целях, репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии известных ученых, изобретателей. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие, технические, специальные термины и определения, исторические карты, тезисы по теории изучаемой темы (дисциплины, предмета).
Такое обучение направлено как на индивидуальную, так и на совместную с преподавателем работу обучающихся. Данный вид экскурсии ориентирован на предоставление обучающимся той информации, которую по ряду причин (к примеру, из-за чрезвычайно слабой, морально и физически устаревшей материально-технической базы мастерских, кабинетов, лабораторий учебных заведений) учитель не может предъявить в натуре на занятии (такие изучаемые объекты, как современные типы производств, технологий, современных машин, оборудования или передовых достижений человеческой научной и инженерной мысли и т. п.).
Виртуальные учебные экскурсии также могут быть использованы и при дистанционном обучении. Обучающийся получит в свое распоряжение готовые интерактивные мультимедийные экскурсии (или их фрагменты), например, по токарной или деревообработке, по технологиям швейного производства, кулинарии и т. д., разработанные самим учителем или по его заданию (плану) наиболее подготовленными обучающимися. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключаться к сети Интернет. Достаточно иметь дома или в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинство данных экскурсий состоит в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, заранее составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. При этом обучающемуся уже не требуется самостоятельно искать сведения в Интернете, нужно будет только ему по гиперссылке изучить уже подобранную информацию на интеллектуальной карте.
Применение данного дидактического средства облегчит работу и преподавателя, и обучающихся. Если экскурсия проходит совместно с учителем, то учитель должен комментировать то, что видят учащиеся. Такое обучение становится более динамичным, интересным, сокращает время на подготовку к уроку, на уроке можно дать, показать и объяснить больше учебного и информационного материала, а обучающихся подталкивает к размышлению и действию, позволяет развивать у них самостоятельность и способствует саморазвитию.
Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий (в том числе информационных интеллектуальных карт и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более эффективным, интересным, качественным, результативным. Применение дидактических средств при визуальном методе обучения расширяет возможности преподавателя в процессе как объяснения материала (что трудно объяснить, то можно показать), так и проверки (оценки) знаний. Действительно, лучше один раз увидеть то или иное явление или технологический процесс, чем сто раз услышать о его существовании и протекании.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.