logo
sbornik / Часть 1

Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.

ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград, Россия

Общепризнано, что в настоящее время лидирующее положение в учебных заведениях различного уровня занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современной компьютерной техники и сети Интернет, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Интернет становится рабочей средой и необходимыми рабочим инструментом преподавателей колледжей и вузов, учителей общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

При этом одним из чрезвычайно перспективных направлений их использования является построение информационных интеллектуальных карт (инфокарт), которые являются виртуальным путеводителем для создания и проведения по ним виртуальных учебных интернет- и/или, что лучше, интерактивных экскурсий.

Вообще-то традиционная экскурсия – это форма обучения, при которой обучающиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью в естественных условиях (завод, фабрика, лаборатория, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники и т.п.). Экскурсия является одной из форм организации учебной работы и выполняет следующие функции: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; экскурсия укрепляет связь жизни с практикой; способствует политехническому обучению; играет важную роль в профессиональной ориентации обучающихся и др.

Термин виртуальный происходит от английского слова virtual– «похожий, неотличимый». Виртуальная экскурсия – это самостоятельная форма организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведениях различного ранга (от начальной до высшей школы), которые позволяют проводить изучение предметов, их отдельных разделов и тем, устройства оборудования, машин и конструкций, различных производств, технологий, процессов и явлений в классах, кабинетах, мастерских в условиях, максимально приближенных или «похожих» на естественные.

Организация системы виртуальных экскурсионных путешествий, прогулок с использованием инфокарты конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания обучающихся, способствует воспитанию истинного гражданина, формированию познавательного интереса к изучаемым предметам, возникновению мотивации к обучению, развитию умения устанавливать межпредметные связи.

Местом проведения виртуальных производственных экскурсий при технологической подготовке обучающихся являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, аэропорты, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармонии и другие объекты производственного, учебного, научного и социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные цеха, участки, лаборатории.

Методика разработки маршрута, организации и проведения таких экскурсий относительно проста. Обычно экскурсия начинается со вступительной беседы с обучающимися, в ходе которой педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздает маршрутные листы (и/или информационные карты, интеллект-карты). Особое внимание обучающихся обращается на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

Большую роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Обучающиеся не просто знакомятся с материалами экспозиций, производств, но и занимаются активным исследованиями, поиском необходимой для изучения и анализа информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий. Во время проведения экскурсии обучающиеся могут конспектировать (записывать) тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки обучающихся, намечает творческие задания для них (написать эссе, сочинение, подготовить доклады, рефераты, составить альбомы, разработать новые маршруты (интеллект-карты) виртуальных экскурсий и т. п.). Составляющими виртуальной экскурсии могут выступать фрагменты, выдержки из технических, научных, научно-образовательных и художественных фильмов, видео- и аудиофайлы, анимация, а также, что немаловажно, в учебно-воспитательных целях, репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии известных ученых, изобретателей. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие, технические, специальные термины и определения, исторические карты, тезисы по теории изучаемой темы (дисциплины, предмета).

Такое обучение направлено как на индивидуальную, так и на совместную с преподавателем работу обучающихся. Данный вид экскурсии ориентирован на предоставление обучающимся той информации, которую по ряду причин (к примеру, из-за чрезвычайно слабой, морально и физически устаревшей материально-технической базы мастерских, кабинетов, лабораторий учебных заведений) учитель не может предъявить в натуре на занятии (такие изучаемые объекты, как современные типы производств, технологий, современных машин, оборудования или передовых достижений человеческой научной и инженерной мысли и т. п.).

Виртуальные учебные экскурсии также могут быть использованы и при дистанционном обучении. Обучающийся получит в свое распоряжение готовые интерактивные мультимедийные экскурсии (или их фрагменты), например, по токарной или деревообработке, по технологиям швейного производства, кулинарии и т. д., разработанные самим учителем или по его заданию (плану) наиболее подготовленными обучающимися. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключаться к сети Интернет. Достаточно иметь дома или в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинство данных экскурсий состоит в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, заранее составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. При этом обучающемуся уже не требуется самостоятельно искать сведения в Интернете, нужно будет только ему по гиперссылке изучить уже подобранную информацию на интеллектуальной карте.

Применение данного дидактического средства облегчит работу и преподавателя, и обучающихся. Если экскурсия проходит совместно с учителем, то учитель должен комментировать то, что видят учащиеся. Такое обучение становится более динамичным, интересным, сокращает время на подготовку к уроку, на уроке можно дать, показать и объяснить больше учебного и информационного материала, а обучающихся подталкивает к размышлению и действию, позволяет развивать у них самостоятельность и способствует саморазвитию.

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий (в том числе информационных интеллектуальных карт и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более эффективным, интересным, качественным, результативным. Применение дидактических средств при визуальном методе обучения расширяет возможности преподавателя в процессе как объяснения материала (что трудно объяснить, то можно показать), так и проверки (оценки) знаний. Действительно, лучше один раз увидеть то или иное явление или технологический процесс, чем сто раз услышать о его существовании и протекании.