logo
sbornik / Часть 1

Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.

УО БГСХА, г. Горки, Республика Беларусь

Для стимуляции познавательной и мотивационной активности студентов в учебно-познавательной деятельности важно использовать разнообразные педагогические технологии обучения.

Педагогическая технология – это педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых, запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений путём раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе научной организации труда и поэтапного тестирования [3].

Впервые в педагогике понятие «технологии» появилось на рубеже 40–50-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств обучения и программированного обучения.

Впоследствии постоянно меняющаяся социокультурная ситуация, теория и практика педагогического процесса углубляют и расширяют значение термина «педагогическая технология».

Важнейшим атрибутом педагогических технологий является существование концептуального обоснования их сути и разнообразия, т.е. технология имеет под собой теоретико-методологическую базу, философское, психологическое объяснение возможностей ее использования в педагогическом процессе.

С.С. Кашлев понимает педагогическую технологию как совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и предполагает определенный его результат. Он определяет критерии, факторы эффективности педагогических технологий:

1) индивидуальные и половозрастные особенности педагога и учащихся;

2) владение педагогом педагогической техникой (исполнительские возможности педагога);

3)содержание педагогического процесса;

4) смена видов деятельности;

5) психофизическое и эмоциональное состояние педагога и учащихся;

6) ситуативности, уникальности педагогического процесса и т. д.

Основные функции педагогической технологии в педагогическом процессе были выделены С.С. Кашлевым:

  1. Организационно-деятельностная функция, предполагающая организацию деятельности педагога; организацию педагогом и учащимися совместной деятельности; взаимоорганизацию педагогом и учащимися совместной деятельности; организацию учащимися своей деятельности.

  2. Проектировочная (прогностическая) функция, включающая предвидение участниками педагогического процесса его возможных результатов; моделирование педагогического взаимодействия; прогноз развития учащихся и педагога в процессе реализации педагогической тех­нологии.

  3. Коммуникативная функция, предполагающая коммуникативную деятельность участников педагогического процесса; обмен информацией между учителем и учеником; создание условий взаимопонимания педагога и воспитанника.

  4. Рефлексивная функция, которая заключается в осознании педагогом и учащимися себя в сложившейся педагогической ситуации; оценке объективности результата педагогического взаимодействия; осмыслении и освоении педагогом и учащимися опыта взаимодействия; фиксировании педагогом и учащимися состояния развития и причин этого.

  5. Развивающая функция, предполагающая создание условий развития учащихся и педагога; обеспечение средствами саморазвития учителя и учащихся [2].

Структура педагогической технологии определяется: концептуальной основой; содержанием обучения; процессуальной частью – технологическим процессом [1].

В современной педагогической литературе существует большое количество оснований для классификации педагогических технологий. В своей педагогической деятельности преподаватель может использовать авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект» воздействия. Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Применение личностно-ориентированных технологий обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности учащегося, реализации ее природных потенциалов. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, которые направлены на всестороннее уважение и любовь к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы; технологии сотрудничества, предполагающие совместную выработку участниками образовательного процесса целей, содержания обучения через сотрудничество; технологии свободного воспитания, в рамках которых учащемуся предоставляется свобода выбора и самостоятельность в различных сферах жизнедеятельности.

В настоящее время в современной высшей школе для стимулирования познавательной активности, личностного развития применение педагогических технологий характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие личности.