logo
sbornik / Часть 1

Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.

МБОУ Лицей № 9, г. Белгород, Россия

Творческая деятельность (техническая, декоративно-прикладная) предусматривает участие детей в кружках СЮТ и т. д. В этих организациях дополнительного образования участвует какой-то процент учащихся, имеющих внутреннее желание заниматься техническим и декоративно-прикладным творчеством. Но есть возможность охватить всех учащихся, независимо от их способностей, в различных сферах декоративно-прикладного и технического творчества. Таким универсальным средством является творческий проект.

Суть творческого проекта заключается в самостоятельном выборе темы, разработке технологии изготовления, а также в самом изготовлении и испытании своего изделия на практике. Все это выполняется в рамках урока. Выполняя творческий проект, учащийся развивает свой творческий потенциал, познает основы исследовательской и инженерной деятельности. Самое главное, происходит материальное воплощение своих, личностных идей.

Результатом проектной деятельности учащихся является развитие образного, творческого мышления, способности выйти за пределы обыденного. Создание любого проекта невозможно без творческого начала. Ведь творчество – это принятие нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая имеет огромное значение для приобщения человека к активной деятельности, способности созидать и в будущей самостоятельной жизни. Педагогу необходимо помнить, что способности к творчеству заложены в каждом ребенке. И от нас зависит, насколько верные способы мы найдем, чтобы раскрыть творческий потенциал личности учащегося в реализации творческого проекта.

Подходить к оценке результатов творческой деятельности с позиций обычной школьной отметки сложно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, поскольку автор имеет право на собственное видение проблемы. При оценке достижений планируемых результатов обучения особое внимание должно быть обращено на освоение отечественного искусства (осведомленность о музеях, художниках, скульпторах, архитекторах и их произведениях, о народном и декоративно-прикладном искусстве); на изучение художественных традиций и регионального искусства. 

Весь процесс создания художественно-творческого проекта занимает несколько уроков, в зависимости от сложности его реализации. Сегодня особенно остро возникает потребность в привлечении самих учеников к процессу открытого обсуждения, эмоциональной самооценки и развернутому самоанализу результатов обучения. Средством поддержания успешности и мотивации творческого процесса у каждого школьника может стать коллективное оценивание. Заключительным этапом проекта является его защита. Этот компонент творческого проекта позволяет развить у учащегося навыки публичных выступлений, аргументированно отстаивать свое видение решения поставленных задач.

Подводя итоги работы над художественно-творческими проектами, в учебном учреждении желательно организовывать выставку готовых изделий, проводить экскурсии для учеников других классов, особенно это вызывает интерес у учащихся начальной школы. Все эти мероприятия лучше всего проводить к концу учебного года как следствие логического завершения всех проектов выполненных детьми. Это даст возможность всем учащимся учебного заведения ознакомиться и дать независимую оценку выставленным проектам, почерпнуть новые знания и идеи для своих будущих творческих работ. Все эти положительные моменты может дать только выполнение творческих проектов, поскольку изготовление всем классом одного изделия, назначенного учителем, развивает только знания, умения и навыки, но сдерживает полет фантазии учащихся.