logo
sbornik / Часть 1

Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.

ПТ КИ СумГУ, г. Конотоп, Украина

Характерной чертой современного специалиста в условиях активизации трансформационных процессов как в обществе, так и в промышленности является его стремление к повышению профессионального уровня. Функционирование новых управленческих механизмов в организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении ориентировано на повышение качества образования в целом и формирования профессионального имиджа в частности.

В настоящее время возрастает потребность в современных конкурентоспособных специалистах, имеющих положительный профессиональный имидж и стремление к саморазвитию. Актуальным становится поиск новых способов всестороннего развития и разумного использования творческих сил и возможностей специалиста, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Одной из задач высшего образования в процессе профессиональной подготовки становится мотивация будущих специалистов к самоменеджменту. При этом актуальным направлением модернизации профессионального образования является формирование профессионального имиджа будущих специалистов.

Результаты исследований самоменеджмента описаны многими учёными ближнего и дальнего зарубежья, изучавшими различные аспекты этого явления. Процесс профессионального самовоспитания анализировали Л. Кондрашова и А. Мороз, методы реализации менеджмента личности изучали Л. Зайверт, Н. Лукашевич и т.д. При этом, не уменьшая значения имеющихся результатов исследования по данной теме, следует отметить, что вопрос роли самоменеджмента в формировании профессионального имиджа будущих специалистов изучен в недостаточной степени.

Цель статьи – обосновать роль самоменеджмента в формировании профессионального имиджа будущих специалистов.

Появление необходимости самоменеджмента продиктовано ускорением темпа жизни и повышением влияния внешних обстоятельств на реализацию поставленных задач. Научная организация труда становится необходимой при выборе методов для улучшения результатов собственной деятельности.

Анализ научных исследований дает возможность предположить, что «самоменеджмент как новое направление исследования возник в конце XX века в современном менеджменте вследствие психологизирования и социологизации как ответ на потребности общества более полно использовать и развивать творческий потенциал работников» [2, с. 19]. Согласимся с мнением В. Колпакова, который считает, что «современный самоменеджмент – это ежедневное последовательное и целенаправленное использование эффективных методов, приемов, технологий самостоятельного управления человеком процессом собственной жизнедеятельности, направленной на достижение успеха в профессиональной и личной жизни» [3, с. 22]. В современной практике управления самоменеджмент становится эффективным инструментом, который «предусматривает рационализацию собственных действий, оптимизацию процесса достижения целей при условии рационального использования ресурсов» [1].

Основой самоменеджмента является совершенствование, под которым мы подразумеваем путь формирования себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Именно совершенствование своих личностных и профессиональных качеств является предпосылкой к созданию и развитию положительного профессионального имиджа, под которым понимаем сформированную в сознании общества характеристику образа представителя определенной профессии. Поэтому нами в процессе исследования самоменеджмент выделен как основа для формирования профессионального имиджа будущих специалистов. Применение техники самоменеджмента позволяет значительно увеличить творческий и профессиональный потенциал за счет разумного использования своего времени, что позволяет достигать целей самореализации в значительно более короткий срок.

Считаем верным мнение Л. Лукашевич о том, что «преимущества овладения искусством самоменеджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; уменьшение спешки и стрессов; больше удовольствия от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижения профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем» [4, с. 123].

Таким образом, реализация концепций самоменеджмента позволяет развить следующие ключевые навыки, необходимые для успешного профессионального роста: способность управлять собой за счет рационализации времени, энергии, умений, находчивости, повышение стрессоустойчивости, умения устанавливать четкие и реалистичные цели в соответствии с современными реалиями; постоянный личностный рост, восприимчивость к новым ситуациям и возможностям; владение техниками эффективных стратегий и управленческих подходов к принятию решений; умение влиять на окружающих, формировать рабочие группы, организовывать плодотворную командную работу; применение творческого подхода и способность к инновациям, генерированию идей и т.д. Названные позиции подтверждают важность самоменеджмента для формировании профессионального имиджа будущих специалистов.

Полученные результаты не считаются исчерпывающими и не отрицают перспектив дальнейшего исследования данной педагогической проблемы в процессе профессиональной подготовки специалистов: изучение структуры профессионального имиджа, исследование возможностей внеучебного процесса как особого компонента профессиональной подготовки, развитие диагностического инструментария оценки результатов данного процесса.