logo
sbornik / Часть 1

Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.

УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Актуальной целью современной образовательной политики является становление разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Для достижения поставленной цели необходимо создание соответствующих условий для успешного развития и самореализации личности. Согласно гуманистическим принципам воспитания, необходимо рассматривать учащегося как субъект нравственного воспитания, способствовать развитию морально-этического самосознания, нравственных потребностей и мотивов личности. Они формируются на основе нравственных идеалов, что предполагает системный подход в вопросах нравственного воспитания.

В процессе решения этой проблемы следует учитывать индивидуальность каждого ученика, его способности и потребности, ценностные ориентации. Необходимо отказаться от унификации педагогического процесса [3, с. 21–22]. Это указывает на то, что учащегося необходимо рассматривать в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания. Воспитанники должны стремиться к самосовершенствованию, развитию своих способностей, своего мышления и нравственного самосознания. Ученик должен научиться принимать решения самостоятельно, брать на себя ответственность за них. Все вышесказанное требует целенаправленной систематической работы педагога в данном направлении (учет индивидуальных особенностей каждого ученика, создание условий для развития его способностей, нравственных ценностей, поиска нравственного идеала и т. д).

Необходимо также учесть, что успешному формированию мотивационно-нравственной сферы личности способствует чувство собственной защищенности. Это доказывает, что человек, чувствующий себя в безопасности, способен положительно воспринимать себя и окружающих людей, учится конструктивному диалогу, анализу сложившейся ситуации. Этому способствует также творческое самовыражение, посредством которого развивается созидательный потенциал ученика (вера в собственные силы, самоуверенность, позитивное отношение к окружающим) [1, с. 11–14].

Следующей составляющей, содействующей нравственному становлению личности, является чувство внутренней свободы. Формирование данного чувства должно происходить в контексте нравственно-этического воспитания, что позволяет достичь баланса между чувством свободы и чувством ответственности. Для этого необходимо прививать воспитаннику чувство собственного достоинства, что способствует развитию мотивационной сферы личности. Для реализации данной цели используются технологии создания ситуации успеха. Это позволяет укрепить позитивное самовосприятие человека, что способствует положительной самооценке личности. Здесь необходимо заметить, что нельзя навязывать личности идеи морального самосовершенствования. Человек должен прийти к этому самостоятельно [1, с. 15–17].

В качестве компонентов технологии, способствующих усовершенствованию мотивационно-нравственной сферы личности, выступают внутренние побуждения, нравственные образцы поведения. Данные составляющие позволяют управлять поведением личности. Этой цели служит выработка нравственного идеала. Под нравственным идеалом В.Э. Чудновский подразумевает «совокупность обобщенных нравственных требований», которыми овладел ученик в процессе своей деятельности [6, с. 35–38]. Т.А. Лавыш рассматривает нравственный идеал как «активную преобразующую силу в решении проблем» [5, с. 96].

В.И. Загвязинский видит в нравственном идеале «образ желаемого», воплощение личных этических ориентиров человека, главной функцией которых является ориентация на гуманистические ценности [2, с. 5–8]. Здесь также необходимо особо подчеркнуть влияние нравственного идеала на психику человека, его эмоциональное состояние, способность идеала мотивировать деятельность человека и его потребность в самосовершенствовании [5, с. 96]. Это указывает на то, что нравственный идеал обладает регулятивными свойствами. Следует отметить, что нравственный идеал является динамической системой, способной преобразовываться и корректироваться в зависимости от действительности и условий, в которых находится воспитуемый. Нравственный идеал должен служить жизненным ориентиром, поэтому он должен быть обыденным, соответствовать современным требованиям общества и входить в технологию развития мотивационно-нравственной сферы личности.

Следующим компонентом технологии для формирования личности с развитой мотивационно-нравственной сферой выступают нравственные ценности [3, с. 19]. Согласно К.В. Гавриловец, нравственные ценности выступают в качестве устойчивых идеальных составляющих мотивации [1, с. 6].

Важность нравственных ценностей подтверждает Ф.В. Кадол, указывая на то, что нравственные ценности действуют как мотивационный компонент, регулирующий поведение человека [4, с. 33]. Следовательно, развитие этических ценностей способствуют нравственной активизации личности. Примечательно, что система ценностей во многом зависит от референтной для человека группы (семья, друзья, сверстники и т.д.) и оказывает влияет на формирование нравственной устойчивости личности.

Ценности не могут быть навязаны, можно только раскрыть их преимущества и оставить выбор за человеком [1, с. 18–25]. Следует отметить возможность возникновения противоречий между усвоенными нравственными ценностями человека и его поступками. Это указывает на то, что со времени усвоения тех или иных нравственных ценностей должно пройти определенное время, чтобы эти установки стали личностно значимыми для человека и включились в его нравственно-мотивационную сферу. При формировании нравственных ценностей у ребенка особую роль играют положительные эмоции, так как эмоционально окрашенные ценности легче усваиваются и становятся моральными ориентирами. Поэтому большое внимание следует уделить созданию условий для позитивных эмоций.

Резюмируя приведенный материал, следует отметить, что для успешной реализации технологии развития мотивационно-нравственной сферы личности необходима целенаправленная работа школы и семьи по ее формированию, необходимо рассматривать ученика как субъект воспитания, учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, условия жизнедеятельности, стремиться к сознанию ситуаций успеха, где каждый ученик может проявить себя с наилучшей стороны и поверить в свои силы. Воспитаннику необходимо прививать нравственные ценности, строя при этом доверительные отношения с ним. Следует поощрять стремление ученика к самостоятельности и самореализации.