Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Актуальной целью современной образовательной политики является становление разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Для достижения поставленной цели необходимо создание соответствующих условий для успешного развития и самореализации личности. Согласно гуманистическим принципам воспитания, необходимо рассматривать учащегося как субъект нравственного воспитания, способствовать развитию морально-этического самосознания, нравственных потребностей и мотивов личности. Они формируются на основе нравственных идеалов, что предполагает системный подход в вопросах нравственного воспитания.
В процессе решения этой проблемы следует учитывать индивидуальность каждого ученика, его способности и потребности, ценностные ориентации. Необходимо отказаться от унификации педагогического процесса [3, с. 21–22]. Это указывает на то, что учащегося необходимо рассматривать в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания. Воспитанники должны стремиться к самосовершенствованию, развитию своих способностей, своего мышления и нравственного самосознания. Ученик должен научиться принимать решения самостоятельно, брать на себя ответственность за них. Все вышесказанное требует целенаправленной систематической работы педагога в данном направлении (учет индивидуальных особенностей каждого ученика, создание условий для развития его способностей, нравственных ценностей, поиска нравственного идеала и т. д).
Необходимо также учесть, что успешному формированию мотивационно-нравственной сферы личности способствует чувство собственной защищенности. Это доказывает, что человек, чувствующий себя в безопасности, способен положительно воспринимать себя и окружающих людей, учится конструктивному диалогу, анализу сложившейся ситуации. Этому способствует также творческое самовыражение, посредством которого развивается созидательный потенциал ученика (вера в собственные силы, самоуверенность, позитивное отношение к окружающим) [1, с. 11–14].
Следующей составляющей, содействующей нравственному становлению личности, является чувство внутренней свободы. Формирование данного чувства должно происходить в контексте нравственно-этического воспитания, что позволяет достичь баланса между чувством свободы и чувством ответственности. Для этого необходимо прививать воспитаннику чувство собственного достоинства, что способствует развитию мотивационной сферы личности. Для реализации данной цели используются технологии создания ситуации успеха. Это позволяет укрепить позитивное самовосприятие человека, что способствует положительной самооценке личности. Здесь необходимо заметить, что нельзя навязывать личности идеи морального самосовершенствования. Человек должен прийти к этому самостоятельно [1, с. 15–17].
В качестве компонентов технологии, способствующих усовершенствованию мотивационно-нравственной сферы личности, выступают внутренние побуждения, нравственные образцы поведения. Данные составляющие позволяют управлять поведением личности. Этой цели служит выработка нравственного идеала. Под нравственным идеалом В.Э. Чудновский подразумевает «совокупность обобщенных нравственных требований», которыми овладел ученик в процессе своей деятельности [6, с. 35–38]. Т.А. Лавыш рассматривает нравственный идеал как «активную преобразующую силу в решении проблем» [5, с. 96].
В.И. Загвязинский видит в нравственном идеале «образ желаемого», воплощение личных этических ориентиров человека, главной функцией которых является ориентация на гуманистические ценности [2, с. 5–8]. Здесь также необходимо особо подчеркнуть влияние нравственного идеала на психику человека, его эмоциональное состояние, способность идеала мотивировать деятельность человека и его потребность в самосовершенствовании [5, с. 96]. Это указывает на то, что нравственный идеал обладает регулятивными свойствами. Следует отметить, что нравственный идеал является динамической системой, способной преобразовываться и корректироваться в зависимости от действительности и условий, в которых находится воспитуемый. Нравственный идеал должен служить жизненным ориентиром, поэтому он должен быть обыденным, соответствовать современным требованиям общества и входить в технологию развития мотивационно-нравственной сферы личности.
Следующим компонентом технологии для формирования личности с развитой мотивационно-нравственной сферой выступают нравственные ценности [3, с. 19]. Согласно К.В. Гавриловец, нравственные ценности выступают в качестве устойчивых идеальных составляющих мотивации [1, с. 6].
Важность нравственных ценностей подтверждает Ф.В. Кадол, указывая на то, что нравственные ценности действуют как мотивационный компонент, регулирующий поведение человека [4, с. 33]. Следовательно, развитие этических ценностей способствуют нравственной активизации личности. Примечательно, что система ценностей во многом зависит от референтной для человека группы (семья, друзья, сверстники и т.д.) и оказывает влияет на формирование нравственной устойчивости личности.
Ценности не могут быть навязаны, можно только раскрыть их преимущества и оставить выбор за человеком [1, с. 18–25]. Следует отметить возможность возникновения противоречий между усвоенными нравственными ценностями человека и его поступками. Это указывает на то, что со времени усвоения тех или иных нравственных ценностей должно пройти определенное время, чтобы эти установки стали личностно значимыми для человека и включились в его нравственно-мотивационную сферу. При формировании нравственных ценностей у ребенка особую роль играют положительные эмоции, так как эмоционально окрашенные ценности легче усваиваются и становятся моральными ориентирами. Поэтому большое внимание следует уделить созданию условий для позитивных эмоций.
Резюмируя приведенный материал, следует отметить, что для успешной реализации технологии развития мотивационно-нравственной сферы личности необходима целенаправленная работа школы и семьи по ее формированию, необходимо рассматривать ученика как субъект воспитания, учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, условия жизнедеятельности, стремиться к сознанию ситуаций успеха, где каждый ученик может проявить себя с наилучшей стороны и поверить в свои силы. Воспитаннику необходимо прививать нравственные ценности, строя при этом доверительные отношения с ним. Следует поощрять стремление ученика к самостоятельности и самореализации.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.