logo
sbornik / Часть 1

Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

В период формирования и развития рыночных отношений, в том числе и на рынке труда, актуальным остается усовершенствование и адаптация учебно-квалификационных характеристик, учебно-профессиональных программ подготовки будущих преподавателей. В  среде высших инженерно-педагогических и педагогических учебных заведений идет постоянный поиск новой модели подготовки конкурентоспособного специалиста.

На основании проведенных исследований появилась возможность создавать действенные модели подготовки специалистов разных профилей. В научной литературе под понятием модели понимается идеальный аналог профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств личности. В ней объединен социальный заказ системы профессионального образования на подготовку специалистов и способность личности ориентировать свою профессиональную и личностную деятельность на перспективу [1, с. 263]. Существование модели подразумевает наличие унифицированных подходов к формированию профессиональных знаний и умений.

Действительно, имеющиеся в наличии учебно-квалификационные характеристики, учебно-профессиональные программы подготовки имеют четкую структуру, перечень знаний и умений, нормативных дисциплин посредством которых студенты овладевают данными знаниями и умениями. Однако существует ряд объективных и субъективных причин, по которым наблюдается «погоня» за учебными часами, кредитами, отдельными дисциплинами, что приводит к снижению уровня подготовки [2, с. 75]. Учеными Украинской инженерно-педагогической академии предложено использование структурно-логических схем дисциплин и специальностей. Данные схемы позволяют оперативно вносить изменения в систему формируемых знаний и умений, не нарушая общую конструкцию модели подготовки.

Обращая внимание на то, что именно умения, основанные на знаниях, должны стать критерием качества образования, предлагается следующая классификация:

Формирование системы взаимосвязанных умений по учебным дисциплинам специальности на основании фундаментальных знаний возможно по всем блокам учебного плана посредством структурно-логических схем. Процесс формирования схем должен начинаться с кооперации работников профтехобразования, промышленности и преподавателей университета (академии). Как показывает европейский опыт, интеграция образования и производственного сектора приводит к качественно новому уровню подготовки специалистов [3, с. 49].

Таким образом, формирование профессиональных умений происходит как во время аудиторной работы студентов (практические и лабораторные работы), так и во время самостоятельной – написание курсовых, дипломных работ. Качественно и сознательно формируются умения, когда перед студентом ставятся конкретные требования, приближенные к реальным условиям производства. При разработке методического обеспечения учебных дисциплин необходимо: предлагать реальную тематику самостоятельных работ; предусматривать формирование взаимодополняющих умений в процессе всей подготовки с «выходом» на квалификационный уровень; предусматривать выполнение комплексных работ в пределах кафедры, факультета; привлекать специалистов реальных промышленных предприятий к разработке заданий для практической подготовки студентов.