Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь
Изготовление объектов труда в процессе технологического обучения является важной задачей обучения и воспитания подрастающего поколения. Актуальным является вопрос сохранения и экономии сырьевых ресурсов. Поэтому в наши дни большое внимание уделяется снижению материалоемкости продукции, так как сырьевые запасы не бесконечны.
Обучение созданию нематериалоёмких объектов труда является одним из условий становления личности человека–творца, так как в процессе разработки и изготовления данных изделий развивается мыслительная деятельность, преобразовательные умения и навыки, воспитываются нравственные качества личности школьника. Человек оказывается в преимущественном положении: сама решаемая задача требует напряжения, новое не может быть создано путём простого приложения или комбинирования учебных знаний. Сама ситуация разработки способствует выработке уважения, к подлинным знаниям, достигнутым другими техническим решениям. Творческая атмосфера разработки нематериалоёмких изделий, основана на внутреннем чувстве долга, требующем не удовлетворяться примитивными решениями, способствует воспитанию интеллигентности.
Использование новых технологий создания объектов труда в процессе технологического обучения способствует достижению основных целей образования молодежи в настоящее время:
– учить учиться;
– развивать инициативность, самостоятельность, способность решать возникающие проблемы;
– обучать многостороннему владению компьютерной техникой;
– формировать готовность к взаимодействию с другими людьми;
– воспитывать толерантность, экологическую сознательность.
Проведенный нами анализ показал, что нематериалоёмкий объект труда – это не уменьшенная копия чего бы то ни было, а предмет, на изготовление которого используется материала в несколько раз меньше, обеспечена функциональность, учтена эргономичность в применении или использовании за счет технологичности. Главное – это высокотехнологичный процесс изготовления и, как правило, высоко- эстетичное, красивое изделие, способное побуждать творческую активность учащегося, воспитывать в нем тягу к прекрасному, желание творить и созидать. На изготовление таких изделий не требуются качественные материалы, можно использовать отходы производств и сухие ветки деревьев, сучья и др.
Нами предложена следующая классификация нематериалоёмких объектов труда для учащихся 5–7 классов:
Функциональные – относящиеся к функциям. Это простые изделия, состоящие, как правило, из одной или нескольких деталей. Например: скалка, разделочная доска, молоток, киянка и т.д. на изготовление которых необходимо иметь не менее 1 дм3 материала.
Модульные – (в архитектуре) часть постройки. Это изделия, в состав которых входит одна или несколько сборочных частей – модулей. Например: дачный стол или стул, табурет, подставка др. Все эти изделия состоят из двух модулей и связующего звена.
Агрегатные – соединение нескольких машин, аппаратов и т. п. Это сложные изделия в виде действующих моделей. Например: авто- и судомодели с резиномотором или микроэлектродвигателем.
4. Творческие – изделия, представляющие собой сувениры, значки, кубки и т.д.
Разработка и изготовление нематериалоемких объектов труда может осуществляться как на учебных занятиях, так и в процессе кружковой работы. К примеру, подставки для мобильных телефонов, где применяются различные технологические операции (рисунок).
Рисунок. – Нематериалоёмкие подставки для мобильных телефонов
Все нематериалоёмкие объекты труда учащихся должны соответствовать следующим основным требованиям:
– ярко выраженная общественная полезность;
– соответствие учебной программе;
осуществление связи с основами наук и возможности формирования у учащихся политехнических знаний, конструкторских умений и навыков;
– комплексность входящих в технологический процесс операций;
– типичность операций;
– соответствие уровню подготовки учащихся;
– различные формы организации труда (индивидуальная, коллективная);
– сложность и трудоемкость объектов труда;
– серийность объектов;
– безопасность выполнения работ;
– доступность и технологичность для имеющейся базы.
сводится к консультационной помощи отдельным учащимся.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.