logo
sbornik / Часть 1

Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь

Изготовление объектов труда в процессе технологического обучения является важной задачей обучения и воспитания подрастающего поколения. Актуальным является вопрос сохранения и экономии сырьевых ресурсов. Поэтому в наши дни большое внимание уделяется снижению материалоемкости продукции, так как сырьевые запасы не бесконечны.

Обучение созданию нематериалоёмких объектов труда является одним из условий становления личности человека–творца, так как в процессе разработки и изготовления данных изделий развивается мыслительная деятельность, преобразовательные умения и навыки, воспитываются нравственные качества личности школьника. Человек оказывается в преимущественном положении: сама решаемая задача требует напряжения, новое не может быть создано путём простого приложения или комбинирования учебных знаний. Сама ситуация разработки способствует выработке уважения, к подлинным знаниям, достигнутым другими техническим решениям. Творческая атмосфера разработки нематериалоёмких изделий, основана на внутреннем чувстве долга, требующем не удовлетворяться примитивными решениями, способствует воспитанию интеллигентности.

Использование новых технологий создания объектов труда в процессе технологического обучения способствует достижению основных целей образования молодежи в настоящее время:

– учить учиться;

– развивать инициативность, самостоятельность, способность решать возникающие проблемы;

– обучать многостороннему владению компьютерной техникой;

– формировать готовность к взаимодействию с другими людьми;

– воспитывать толерантность, экологическую сознательность.

Проведенный нами анализ показал, что нематериалоёмкий объект труда – это не уменьшенная копия чего бы то ни было, а предмет, на изготовление которого используется материала в несколько раз меньше, обеспечена функциональность, учтена эргономичность в применении или использовании за счет технологичности. Главное – это высокотехнологичный процесс изготовления и, как правило, высоко- эстетичное, красивое изделие, способное побуждать творческую активность учащегося, воспитывать в нем тягу к прекрасному, желание творить и созидать. На изготовление таких изделий не требуются качественные материалы, можно использовать отходы производств и сухие ветки деревьев, сучья и др.

Нами предложена следующая классификация нематериалоёмких объектов труда для учащихся 5–7 классов:

  1. Функциональные – относящиеся к функциям. Это простые изделия, состоящие, как правило, из одной или нескольких деталей. Например: скалка, разделочная доска, молоток, киянка и т.д. на изготовление которых необходимо иметь не менее 1 дм3 материала.

  2. Модульные – (в архитектуре) часть постройки. Это изделия, в состав которых входит одна или несколько сборочных частей – модулей. Например: дачный стол или стул, табурет, подставка др. Все эти изделия состоят из двух модулей и связующего звена.

  3. Агрегатные – соединение нескольких машин, аппаратов и т. п. Это сложные изделия в виде действующих моделей. Например: авто- и судомодели с резиномотором или микроэлектродвигателем.

4. Творческие – изделия, представляющие собой сувениры, значки, кубки и т.д.

Разработка и изготовление нематериалоемких объектов труда может осуществляться как на учебных занятиях, так и в процессе кружковой работы. К примеру, подставки для мобильных телефонов, где применяются различные технологические операции (рисунок).

Рисунок. – Нематериалоёмкие подставки для мобильных телефонов

Все нематериалоёмкие объекты труда учащихся должны соответствовать следующим основным требованиям:

– ярко выраженная общественная полезность;

– соответствие учебной программе;

 осуществление связи с основами наук и возможности формирования у учащихся политехнических знаний, конструкторских умений и навыков;

– комплексность входящих в технологический процесс операций;

– типичность операций;

– соответствие уровню подготовки учащихся;

– различные формы организации труда (индивидуальная, коллективная);

– сложность и трудоемкость объектов труда;

– серийность объектов;

– безопасность выполнения работ;

– доступность и технологичность для имеющейся базы.

сводится к консультационной помощи отдельным учащимся.