logo
sbornik / Часть 1

Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.

СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

В настоящий момент с развитием информационных технологий в учебном процессе преподаватели все чаще применяют электронные учебные пособия, особенно при изучении технических дисциплин. Педагогическое образование имеет большой опыт использования информационных технологий при решении таких задач, как иллюстрация нового материала на лекционных занятиях, проведение практических и лабораторных работ, оформление курсовых и дипломных работ, а также для самообразования и самоконтроля.

В Википедии учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

При использовании информационных технологий в учебном процессе учеными-педагогами рассматриваются две основные формы: обучение с помощью информационных технологий и обучение методам использования информационных технологий. Электронные учебные пособия могут создаваться как преподавателем, так и самими студентами, например, на занятиях по информационным технологиям или при выполнении выпускной квалификационной работы. Для студента процесс создания электронного учебного пособия связан с более глубоким пониманием учебного материала, входящего в данное пособие.

На естественнонаучном факультете СФ БашГУ электронное учебное пособие «Зубчатые передачи» по курсу «Детали машин» было разработано в качестве выпускной квалификационной работы студентом заочного отделения, обучающимся по специальности «Технология и предпринимательство». Электронное учебное пособие «Зубчатые передачи» представляет собой комплекс информационных, методических и программных средств. Учебный материал представлен в виде модулей, включающих в себя пункты и подпункты, справочные материалы, а также тесты. На экране отображена информация, которая рассматривается в данный момент, в виде слайдов, видео- или текстового описания. В любое время, если есть необходимость, всегда можно обратиться к другой информации, имеющейся в данном пособии.

Для создания электронного учебного пособия необходимо: во-первых, определить педагогическую цель и предмет обучения; во-вторых, составить подробный план, чему нужно будет обучать; в-третьих, найти необходимые материалы для наглядного пособия (учебники, энциклопедии, интернет); в-четвертых, выбрать программу (например, презентация в программе PowerPoint Microsoft Office или Excel); составить учебное пособие с имеющимся материалом и программным обеспечением. Далее необходимо провести апробацию электронного учебного пособия и внести коррективы. После получения рецензии электронное учебное пособие можно внедрять в учебный процесс.

Преимущество электронного учебного пособия заключается в том, что на его создание уходит гораздо меньше времени по сравнению с печатным изданием, удобно в использовании на занятиях с применением локальной сети, а также для самостоятельного изучения дисциплины, например, при дистанционном обучении. Наглядность обучения при использовании информационных технологий имеет значительные преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников. Электронные учебные пособия облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п. Использование электронных учебных пособий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, способствует значительному повышению качества образования.

В настоящее время мультимедийные средства обучения, в том числе электронные учебные пособия, выходят на первый план в вузовской системе обучения. Их создают при помощи различных информационных технологий, веб-технологий, инструментальных оболочек. Основная проблема заключается в значительной трудоемкости создания качественных электронных учебных пособий и отсутствии у большинства преподавателей, преподающих дисциплины не информационных циклов, достаточной квалификации для самостоятельного создания качественных электронных учебных пособий.

Таким образом, использование электронных учебных пособий способствует целенаправленности и самостоятельности студентов; помогает оценивать свои успехи и успехи других студентов, их ответственности за собственное обучение; способствуют формированию у студентов умений и навыков поиска, систематизации и анализа информации, способствуют организации проектной деятельности студентов; может быть средством организации индивидуального плана обучения, позволяющего студентам освоить учебный материал с учетом их способностей, интересов и уровня знаний; способствует объективной оценке, не зависящей от пола, национальности, социального статуса студентов; помогает организовать дистанционное обучение, помогают привлечь в образовательный процесс других людей, тем самым выводя процесс обучения за пределы вуза.