logo
sbornik / Часть 1

Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.

ФГБОУ АГПУ, г. Армавир, Россия

Проблема контроля и оценки знаний всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС ООО, основным объектом системы оценки результатов образования, выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы, наряду с функцией проверки, реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.

Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна фиксировать цели оценочной деятельности, критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов, условия и границы применения системы оценки. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задачи и задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных задач и заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. В соответствии с ФГОС ООО, система оценки предметных результатов по технологии предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта.

Базовый уровень достижений уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Повышенному уровню достижения планируемых результатов соответствует оценка «хорошо» (отметка «4»), а высокому уровню достижения планируемых результатов – оценка «отлично» (отметка «5»).

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено и половины планируемых результатов (оценка «неудовлетворительно» отметка «2»).

Низкий уровень достижений только отдельных фрагментарных знаний по предмету говорит о том, что дальнейшее обучение практически невозможно, оценка «плохо» (отметка «1»).

Для оценки динамики формирования предметных результатов в школьной практике существует несколько традиционных форм контроля предметных знаний и умений учащихся. Вот некоторые из них: устный или письменный опрос, карточки-задания, краткая самостоятельная работа, практическая или лабораторная работа, тестовые задания.

Основным объектом оценки метапредметных результатов являются:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов на уроках технологии используются следующие формы учебно-познавательной деятельности: работа с конструктором, исследовательская работа, проектная деятельность, решение метапредметных практико-ориентированных задач и заданий, деловая игра и.т.д.

Значимую роль в формировании и оценке метапредметных материалов играют практико-ориентированные метапредметные задачи, задания и проблемные ситуации. Они выступают в качестве информацион­ных моделей жизненной практической потребности в преобразовании реальной действительности. В процессе решения учениками задач и заданий, анализа проблемных ситуаций реально отслеживать соблюдение ими этапов решения, содержание и качество проанализированного материала, умение работать с информацией, уровень практических умений и навыков, наличие объективной самооценки, умение представить информацию, динамику развития учебных действий.

Нами предложена классификация задач по технологии. По разделам обучения технологии: графическая документация, обработка древесины, обработка металла, творческий проект. По уровню усвоения: на запоминание и последующее воспроизве­дение изучаемого материала; на применение знаний на практике в знако­мой ситуации; на применение знаний в незнакомой, нестан­дартной обстановке.

В зависимости от функции, выполняемой в учебном процессе, различают следующие виды задач: задача-проблема, задача-оценка, задача-анализ, задача-иллюстрация, задача-упражнение, задача- преобразование информации.

В соответствии с этапами проектной (исследовательской) деятельности различают задачи на: целеполагание, прогнозирование, планирование системы поиска информации, планирование способов взаимодействия и сотрудничества, планирование технологических операций, планирование способов контроля и самоконтроля; планирование способов коррекции, планирование способов оценки и самооценки, представление информации

Исследование показало, что использование метапредметных задач и заданий позволяет повысить мотивацию обучения технологии, способствует расширению кругозора, осознанности действий, прочности приобретенных ЗУН, повышению уровня самоконтроля и самоанализа, познавательной активности, сформированности коммуникативных и личностных качеств, развитию точности действий, глазомера, внимательности, сосредоточенности, целеустремленности. Предложенная методика позволяет структурировать диагностические материалы по темам и разделам, обеспечивает реализацию поэтапного и поуровневого и личностно-ориентированного подходов.