logo
sbornik / Часть 1

Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.

ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград, Россия

В последнее время в педагогических вузах Российской Федерации осуществляется подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства. Студенты осваивают педагогическую, методическую, психологическую и специальную составляющие подготовки. Реализация формируемых компетенций возможна в рамках практики, во время которой студенты приобретают опыт педагогической деятельности.

Практика призвана решать следующие задачи: углубление и закрепление теоретических знаний студентов; формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности; формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней; развитие профессиональной культуры; профориентация и профвоспитание; профессиональная диагностика пригодности к избранной профессии; развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.

Необходимым условием организации педагогической практики, как известно, является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности – учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательскую работу студента и овладение ее методикой. В связи с этим практика носит комплексный характер, и для реализации данных компонентов деятельности студенты во время практики выполняют задания разной предметной направленности (по педагогике, по психологии, по методике преподавания технологии и предпринимательства).

Педагогическая практика способствует формированию определенных профессиональных умений в результате выполнения следующих заданий по методике преподавания технологии и предпринимательства: планировать, разрабатывать и проводить пробные уроки и внеклассные занятия по предмету; разрабатывать и использовать в учебном процессе дидактический материал и наглядные пособия, работать с методической литературой, школьными программами и учебниками; обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства обучения, определять результаты усвоения материала; проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные задания. Перечень заданий вполне традиционный. Тем не менее, особенности обучения диктуют свои условия, а именно включение в базовую программу практики специфических заданий, как, например, задания по организации элементов предпринимательской деятельности, которые разработаны в контексте изучения дисциплин предпринимательской направленности. Студентам предлагается задание по созданию творческих проектов предпринимательской деятельности в школе. Тематика проектов согласовывается с желаниями и интересами самих студентов. Творческие группы в количестве трех-семи человек берутся за проект организации школьных ярмарок-продаж продукции детского творчества, театра кукол, школьного кафе, школьного ателье по изготовлению детской одежды, мастерской резьбы по дереву, школьного цеха по изготовлению детской мебели и др. При оценке проекта учитываются сложность, качество и оригинальность, полнота обоснования, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите организуемого дела. Разработанные студентами проекты предпринимательской деятельности в школе находят свое отражение во внеклассной практической деятельности по предмету технологии. Студенты совместно с учащимися внедряют собственные предпринимательские идеи в учебно-воспитательный процесс. Такое направление деятельности студентов во время практики получило положительные отзывы со стороны администрации школ и учителей технологии и предпринимательства. Сами же студенты остаются довольными результатами своей деятельности. В связи с реализацией совместной проектной деятельности студентов и учащихся расширяются возможности практики и проявляется ее творческий характер.

Эффективно организованная практика носит постоянно усложняющийся и творческий характер. Этот принцип соблюдается при разработке всех типов заданий.

Что касается контролирующего аспекта педагогической практики, то традиционно его объектами являются выполнение заданий и составление отчетных документов. Контроль осуществляется преподавателями университетских кафедр и опытными учителями технологии. Основными формами контроля являются анализ проводимых студентами пробных уроков, внеклассных занятий по предмету, консультации и анализ выполненных заданий. В качестве отчетных материалов выступают дневник педагогической практики, в котором отражены все выполненные задания.

Очень серьезным нам видится аспект оценки педагогической практики. Все более прочное и широкое место в этой связи занимает уровневый и рейтинговый подходы к оцениванию результатов практики студентов.

К уровням сформированности педагогических умений можно отнести: нулевой (студент не владеет педагогическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно); репродуктивный (студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов); продуктивный (студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями); творческий (студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими умениями). Рейтинговый подход может служить реальным подтверждением соответствия студента тому или иному уровню развития педагогических умений.

Продумывая организацию педагогической практики студентов, мы ориентируемся не только на выполнение ее программы, но и на непосредственное участие в профессиональной судьбе студента. Ведь очень многое в принятии решения стать учителем после окончания университета зависит от того, как пройдет для студента педагогическая практика. Студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение, получить необходимую консультацию, помощь и разъяснение любой ситуации или принятых в отношении его решений. Система взаимоотношений студентов, организаторов и других участников педагогической практики должна носить характер сотрудничества.