Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград, Россия
В последнее время в педагогических вузах Российской Федерации осуществляется подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства. Студенты осваивают педагогическую, методическую, психологическую и специальную составляющие подготовки. Реализация формируемых компетенций возможна в рамках практики, во время которой студенты приобретают опыт педагогической деятельности.
Практика призвана решать следующие задачи: углубление и закрепление теоретических знаний студентов; формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности; формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней; развитие профессиональной культуры; профориентация и профвоспитание; профессиональная диагностика пригодности к избранной профессии; развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.
Необходимым условием организации педагогической практики, как известно, является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности – учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательскую работу студента и овладение ее методикой. В связи с этим практика носит комплексный характер, и для реализации данных компонентов деятельности студенты во время практики выполняют задания разной предметной направленности (по педагогике, по психологии, по методике преподавания технологии и предпринимательства).
Педагогическая практика способствует формированию определенных профессиональных умений в результате выполнения следующих заданий по методике преподавания технологии и предпринимательства: планировать, разрабатывать и проводить пробные уроки и внеклассные занятия по предмету; разрабатывать и использовать в учебном процессе дидактический материал и наглядные пособия, работать с методической литературой, школьными программами и учебниками; обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства обучения, определять результаты усвоения материала; проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные задания. Перечень заданий вполне традиционный. Тем не менее, особенности обучения диктуют свои условия, а именно включение в базовую программу практики специфических заданий, как, например, задания по организации элементов предпринимательской деятельности, которые разработаны в контексте изучения дисциплин предпринимательской направленности. Студентам предлагается задание по созданию творческих проектов предпринимательской деятельности в школе. Тематика проектов согласовывается с желаниями и интересами самих студентов. Творческие группы в количестве трех-семи человек берутся за проект организации школьных ярмарок-продаж продукции детского творчества, театра кукол, школьного кафе, школьного ателье по изготовлению детской одежды, мастерской резьбы по дереву, школьного цеха по изготовлению детской мебели и др. При оценке проекта учитываются сложность, качество и оригинальность, полнота обоснования, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите организуемого дела. Разработанные студентами проекты предпринимательской деятельности в школе находят свое отражение во внеклассной практической деятельности по предмету технологии. Студенты совместно с учащимися внедряют собственные предпринимательские идеи в учебно-воспитательный процесс. Такое направление деятельности студентов во время практики получило положительные отзывы со стороны администрации школ и учителей технологии и предпринимательства. Сами же студенты остаются довольными результатами своей деятельности. В связи с реализацией совместной проектной деятельности студентов и учащихся расширяются возможности практики и проявляется ее творческий характер.
Эффективно организованная практика носит постоянно усложняющийся и творческий характер. Этот принцип соблюдается при разработке всех типов заданий.
Что касается контролирующего аспекта педагогической практики, то традиционно его объектами являются выполнение заданий и составление отчетных документов. Контроль осуществляется преподавателями университетских кафедр и опытными учителями технологии. Основными формами контроля являются анализ проводимых студентами пробных уроков, внеклассных занятий по предмету, консультации и анализ выполненных заданий. В качестве отчетных материалов выступают дневник педагогической практики, в котором отражены все выполненные задания.
Очень серьезным нам видится аспект оценки педагогической практики. Все более прочное и широкое место в этой связи занимает уровневый и рейтинговый подходы к оцениванию результатов практики студентов.
К уровням сформированности педагогических умений можно отнести: нулевой (студент не владеет педагогическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно); репродуктивный (студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов); продуктивный (студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями); творческий (студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими умениями). Рейтинговый подход может служить реальным подтверждением соответствия студента тому или иному уровню развития педагогических умений.
Продумывая организацию педагогической практики студентов, мы ориентируемся не только на выполнение ее программы, но и на непосредственное участие в профессиональной судьбе студента. Ведь очень многое в принятии решения стать учителем после окончания университета зависит от того, как пройдет для студента педагогическая практика. Студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение, получить необходимую консультацию, помощь и разъяснение любой ситуации или принятых в отношении его решений. Система взаимоотношений студентов, организаторов и других участников педагогической практики должна носить характер сотрудничества.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.