logo
sbornik / Часть 1

Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.

УО МГПУ им.И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

В современной ситуации развития образования, планируемой реализации основных направлений его реформирования устанавливаются целевые системные ориентиры для утверждения гуманистической парадигмы образования, переориентации на самоценность человека, на значение его преобразовательной функции в социокультурном процессе и ценностно-смысловую содержательность деятельности, на интенции личности к самораскрытию и самореализации в образовательном процессе.

Проблема раскрытия потенциальных возможностей личности, уникальности заложенного профиля деятельностной самореализации человека актуализирована в теории и практике педагогического процесса на всех уровнях, ступенях и формах образования. В этой связи возникает необходимость более глубокого анализа и системы общего образования, и альтернативных образовательных систем, обладающих способностью мобильного реагирования на социальные образовательные запросы, ценностные переориентации образования; обладающих возможностью расширения, дополнения и спецификации «основного», «базового» образования, реализуемого в институциональных образовательных учреждениях.

Система дополнительного образования мало изучена, вторична, в определенной степени, по отношению к общему образованию, тем не менее, во взаимодействии с ним может обеспечить более полную социокультурную опосредованность образовательного процесса, процессуально-целевое обеспечение современного определения образования как «обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [1, с. 3]. Современное дополнительное образование как «зона ближайшего развития образования»[2, с. 6] представляет собой более гибкую, по отношению к социальной ситуации, образовательную структуру, объединяющую социальные институты дошкольного, общеобразовательного и профессионального образования; характеризуется как«поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [2, с. 7].

Дополнительное образование детей, согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании – «вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию» [1, с. 243].

В широком понимании дополнительное образование рассматривается «как любой дополнительный источник знаний; как содержательная часть общей культуры, искусства, которая может стать достоянием личности через любые формы» [3, с. 5]; как образование свободного выбора, основывающееся на внутренних интенциях личности; в более узком плане как образование по дополнительным специализированным направлениям и соответствующим образовательным программам, в условиях образовательных учреждений контролируемых органами управления образованием.

Разносторонность системы дополнительного образования детей реализуется в интегрированных профилях обучения: художественном; техническом и спортивно-техническом; туристско-краеведческом; эколого-биологическом; физкультурно-спортивном; социально-экономическом; социально-педагогическом; культурно-досуговом; военно-патриотическом;естественно-математическом; общественно-гуманитарном [1, с. 244] и др., включающих направления деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования по соответствующему профилю. Образовательная программа определенного профиля является общим категориальным признаком для дополнительного образования, обладает выраженными технологическими особенностями, качествами педагогической технологии ‑ сложной системы методик и приемов, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимообусловленными задачами и содержанием, формами и методами организации образовательного процесса, где каждая последующая позиция аппликативно накладывается на предыдущие, что и создает в итоге определенную структурированную совокупность психолого-педагогических условий развития индивидуальности ребенка.

Особенностью процесса дополнительного образования является то, что он предоставляется детям в их свободное время, на основе свободного выбора, добровольного участия, возможности выбора учащимися своего образовательного пути. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, основанной на совместной продуктивной деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения.

В условиях дополнительного образования складывается иной, по сравнению с массовой школой, тип взаимоотношений участников образовательного процесса, между которыми стоит предмет общего интереса: педагог не просто передает определенный объем новой для ребенка информации, но и формирует среду, стимулирующую развитие личности. Творческий характер взаимодействия, сотрудничества изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, создаются условия для самореализации личности, мотивации личностных достижений, организации общения между всеми участниками на едином уровне познавательного интереса. Формируются другие смысловые формы деятельности с ориентацией на ценность самого действия, «ценностную рациональность действия», в котором «смысл… состоит не в достижении какой либо цели, а в его собственном определенном характере, ценности действия как такового» [4, с. 260].

Таким образом, дополнительное образование детей, как институализированная система, осуществляющая образовательную деятельность, в содействии с общим образованием реализует принципы: дополнительности, выражающийся в предоставлении возможности получения образования узкоспециализированных образовательных линий, отвечающих индивидуальным образовательным потребностям личности; взаимообусловленности, выражающийся в отслеживании взаимосвязей основного и дополнительного образования, для обеспечения качественного продвижения обучающегося в целостном образовательном процессе; системности, выражающийся в организации процесса обучения, последовательности реализации содержания, поуровневого контроля знаний; социализации, предполагающий включение ребенка в социальные взаимодействия, развитие коммуникативных качеств личности на основе процесса освоения социально значимого опыта человечества.