Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
УО МГПУ им.И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
В современной ситуации развития образования, планируемой реализации основных направлений его реформирования устанавливаются целевые системные ориентиры для утверждения гуманистической парадигмы образования, переориентации на самоценность человека, на значение его преобразовательной функции в социокультурном процессе и ценностно-смысловую содержательность деятельности, на интенции личности к самораскрытию и самореализации в образовательном процессе.
Проблема раскрытия потенциальных возможностей личности, уникальности заложенного профиля деятельностной самореализации человека актуализирована в теории и практике педагогического процесса на всех уровнях, ступенях и формах образования. В этой связи возникает необходимость более глубокого анализа и системы общего образования, и альтернативных образовательных систем, обладающих способностью мобильного реагирования на социальные образовательные запросы, ценностные переориентации образования; обладающих возможностью расширения, дополнения и спецификации «основного», «базового» образования, реализуемого в институциональных образовательных учреждениях.
Система дополнительного образования мало изучена, вторична, в определенной степени, по отношению к общему образованию, тем не менее, во взаимодействии с ним может обеспечить более полную социокультурную опосредованность образовательного процесса, процессуально-целевое обеспечение современного определения образования как «обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [1, с. 3]. Современное дополнительное образование как «зона ближайшего развития образования»[2, с. 6] представляет собой более гибкую, по отношению к социальной ситуации, образовательную структуру, объединяющую социальные институты дошкольного, общеобразовательного и профессионального образования; характеризуется как«поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [2, с. 7].
Дополнительное образование детей, согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании – «вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию» [1, с. 243].
В широком понимании дополнительное образование рассматривается «как любой дополнительный источник знаний; как содержательная часть общей культуры, искусства, которая может стать достоянием личности через любые формы» [3, с. 5]; как образование свободного выбора, основывающееся на внутренних интенциях личности; в более узком плане как образование по дополнительным специализированным направлениям и соответствующим образовательным программам, в условиях образовательных учреждений контролируемых органами управления образованием.
Разносторонность системы дополнительного образования детей реализуется в интегрированных профилях обучения: художественном; техническом и спортивно-техническом; туристско-краеведческом; эколого-биологическом; физкультурно-спортивном; социально-экономическом; социально-педагогическом; культурно-досуговом; военно-патриотическом;естественно-математическом; общественно-гуманитарном [1, с. 244] и др., включающих направления деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования по соответствующему профилю. Образовательная программа определенного профиля является общим категориальным признаком для дополнительного образования, обладает выраженными технологическими особенностями, качествами педагогической технологии ‑ сложной системы методик и приемов, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимообусловленными задачами и содержанием, формами и методами организации образовательного процесса, где каждая последующая позиция аппликативно накладывается на предыдущие, что и создает в итоге определенную структурированную совокупность психолого-педагогических условий развития индивидуальности ребенка.
Особенностью процесса дополнительного образования является то, что он предоставляется детям в их свободное время, на основе свободного выбора, добровольного участия, возможности выбора учащимися своего образовательного пути. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, основанной на совместной продуктивной деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения.
В условиях дополнительного образования складывается иной, по сравнению с массовой школой, тип взаимоотношений участников образовательного процесса, между которыми стоит предмет общего интереса: педагог не просто передает определенный объем новой для ребенка информации, но и формирует среду, стимулирующую развитие личности. Творческий характер взаимодействия, сотрудничества изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, создаются условия для самореализации личности, мотивации личностных достижений, организации общения между всеми участниками на едином уровне познавательного интереса. Формируются другие смысловые формы деятельности с ориентацией на ценность самого действия, «ценностную рациональность действия», в котором «смысл… состоит не в достижении какой либо цели, а в его собственном определенном характере, ценности действия как такового» [4, с. 260].
Таким образом, дополнительное образование детей, как институализированная система, осуществляющая образовательную деятельность, в содействии с общим образованием реализует принципы: дополнительности, выражающийся в предоставлении возможности получения образования узкоспециализированных образовательных линий, отвечающих индивидуальным образовательным потребностям личности; взаимообусловленности, выражающийся в отслеживании взаимосвязей основного и дополнительного образования, для обеспечения качественного продвижения обучающегося в целостном образовательном процессе; системности, выражающийся в организации процесса обучения, последовательности реализации содержания, поуровневого контроля знаний; социализации, предполагающий включение ребенка в социальные взаимодействия, развитие коммуникативных качеств личности на основе процесса освоения социально значимого опыта человечества.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.