logo
sbornik / Часть 1

Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.

УО БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь

Трансформационные процессы, происходящие в обществе, накладывают отпечаток на развитие системы образования. Для современного этапа развития системы высшего образования в Республике Беларусь характерны качественные изменения, касающиеся процесса взаимодействия педагога и студента. В свете компетентностного и технологического подходов акцент делается на практико-ориентированном знании, на умениях применять полученные знания в нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях, а также на способности организовать собственную деятельность.

Белорусский национальный технический университет является одним из ведущих вузов республики в подготовке специалистов по целому ряду технических специальностей. Наряду с высоким уровнем технической подготовки, будущий специалист должен обладать обобщенными умениями. Среди них следует выделить умение определять цели, применять методы анализа, ставить задачу и обоснованно выбирать метод деятельности, осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации, анализировать и оценивать тенденции развития техники, понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы в конкретной области своей деятельности и др. [1, с. 5, 7, 21].

Из содержания предъявляемых требований следует, что студенту в процессе вузовского обучения необходимо развить основные мыслительные операции (анализ, синтез, критическое мышление). Все это находит свое выражение в гуманитарной составляющей инженера (социально-личностные компетенции).

Гуманитарная составляющая для инженеров различных специальностей является не менее важной, поскольку профессиональная деятельность, так или иначе, сопряжена с общением, взаимодействием с различным кругом людей. Необходимость вступления в диалог постоянно присутствует в профессиональной жизни инженера. Востребован специалист, умеющий вступать в диалог, конструировать продуктивное взаимодействие. Ведется поиск универсальных путей получения знания, независимо от специальности. Взаимодействие на паритетных принципах используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Универсальность диалогического взаимодействия позволяет говорить об универсальности способа обучения диалогу.

Концептуальная идея, положенная в разработку модели учебного диалога, заключается в проработке пошагового алгоритма конструирования целевой модели учебного диалога в нескольких плоскостях. С позиций педагога-теоретика и педагога-практика, а также со стороны студента/студентов, вступающего/вступающих в диалог.

Каждая из предлагаемых позиций фиксируется на основных компонентах диалога: постановка целей и задач, анализ и постановка проблемы, отбор содержания и методов взаимодействия, описание видов деятельности субъектов диалога, анализ достигнутых результатов, организация рефлексивной деятельности каждой из сторон диалога.

Модели конструирования учебного диалога могут быть самыми разнообразными. Например, модель, направленная на глубокое усвоение изучаемого материала, на осуществление межпредметных связей и связей с будущей профессиональной деятельностью, на развитие коммуникативных умений, на развитие творческих умений и навыков. Данные модели соответствуют основным целевым установкам дисциплин социально-гуманитарного цикла, однако многообразие функциональных возможностей учебного диалога, конечно же, не исчерпывается только предлагаемыми моделями.

Поскольку при создании модели наиболее важным является вопрос о компонентах, остановимся более подробно на основных составляющих модели учебного диалога.

Цель определяет не только результат, как итог достижения, но и концептуальный образ конструируемой модели. Целевая установка может служить названием модели диалога, а задачи выполнять функцию средств достижения поставленной цели.

Анализ и постановка проблемы. Данный компонент отвечает на вопрос, как в диалоге разрешить проблему. Для организации взаимодействия у педагога имеется огромный выбор методов, средств обучения и форм организации взаимодействия. Активные и интерактивные методы обучения, являющиеся по своей природе диалогическими, органично вплетаются в процесс решения проблемы. При этом не следует отрицать роль и возможности методов работы с письменным источником (реферирование, цитирование, изложение, составление плана), видеометода, лабораторной работы и др.

В качестве возможных вариантов решения проблемы предлагается использовать организацию дискуссии по определенному вопросу или группе вопросов. Обсуждение также может быть организовано как групповое или парное. В случае индивидуальной работы предлагается сравнить все полученные решения, выбрать оптимальные варианты, при этом обосновать выбор. Такая деятельность, согласно исследованиям Л.С. Выготского, заставляет творчески мыслить обучающегося, излагать собственное мнение, формулировать выводы, проверять их в диалоге с оппонентами (Л.В. Выготский по Г.К. Селевко) [2, с. 199].

Результат и рефлексия. Если проблема соотносится с целью учебного диалога, то ее решение непосредственно связано с результатом как продуктом взаимодействия. Приоритетную роль играет приобретение умений и навыков получать знания о том, как решать конкретные проблемные ситуации, как анализировать нестандартные ситуации. Важно допускать дифференцированное отношение к проблеме и стимулировать выражение своего отношения (оценивание, выражение способов решения и т.д.) к проблеме. В процессе взаимодействия формируются отношения в нескольких направлениях по поводу проблемы: отношения между субъектами взаимодействия; отношения к самой проблеме; отношение студента/студентов к себе, формирование самооценки, саморефлексии.

Моделирование – один из аспектов профессиональной деятельности педагога. На наш взгляд, преподавателю вуза необходимо уметь поставить цель, средством достижения которой является учебный диалог, выбрать предметное содержание и средства, разработать варианты решения поставленной проблемы и выбрать необходимый вариант модели учебного диалога в зависимости от требований учебных программ и уровня подготовленности студенческой аудитории, ее состава и пр. [3; 4].