Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
УО БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь
Трансформационные процессы, происходящие в обществе, накладывают отпечаток на развитие системы образования. Для современного этапа развития системы высшего образования в Республике Беларусь характерны качественные изменения, касающиеся процесса взаимодействия педагога и студента. В свете компетентностного и технологического подходов акцент делается на практико-ориентированном знании, на умениях применять полученные знания в нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях, а также на способности организовать собственную деятельность.
Белорусский национальный технический университет является одним из ведущих вузов республики в подготовке специалистов по целому ряду технических специальностей. Наряду с высоким уровнем технической подготовки, будущий специалист должен обладать обобщенными умениями. Среди них следует выделить умение определять цели, применять методы анализа, ставить задачу и обоснованно выбирать метод деятельности, осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации, анализировать и оценивать тенденции развития техники, понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы в конкретной области своей деятельности и др. [1, с. 5, 7, 21].
Из содержания предъявляемых требований следует, что студенту в процессе вузовского обучения необходимо развить основные мыслительные операции (анализ, синтез, критическое мышление). Все это находит свое выражение в гуманитарной составляющей инженера (социально-личностные компетенции).
Гуманитарная составляющая для инженеров различных специальностей является не менее важной, поскольку профессиональная деятельность, так или иначе, сопряжена с общением, взаимодействием с различным кругом людей. Необходимость вступления в диалог постоянно присутствует в профессиональной жизни инженера. Востребован специалист, умеющий вступать в диалог, конструировать продуктивное взаимодействие. Ведется поиск универсальных путей получения знания, независимо от специальности. Взаимодействие на паритетных принципах используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Универсальность диалогического взаимодействия позволяет говорить об универсальности способа обучения диалогу.
Концептуальная идея, положенная в разработку модели учебного диалога, заключается в проработке пошагового алгоритма конструирования целевой модели учебного диалога в нескольких плоскостях. С позиций педагога-теоретика и педагога-практика, а также со стороны студента/студентов, вступающего/вступающих в диалог.
Каждая из предлагаемых позиций фиксируется на основных компонентах диалога: постановка целей и задач, анализ и постановка проблемы, отбор содержания и методов взаимодействия, описание видов деятельности субъектов диалога, анализ достигнутых результатов, организация рефлексивной деятельности каждой из сторон диалога.
Модели конструирования учебного диалога могут быть самыми разнообразными. Например, модель, направленная на глубокое усвоение изучаемого материала, на осуществление межпредметных связей и связей с будущей профессиональной деятельностью, на развитие коммуникативных умений, на развитие творческих умений и навыков. Данные модели соответствуют основным целевым установкам дисциплин социально-гуманитарного цикла, однако многообразие функциональных возможностей учебного диалога, конечно же, не исчерпывается только предлагаемыми моделями.
Поскольку при создании модели наиболее важным является вопрос о компонентах, остановимся более подробно на основных составляющих модели учебного диалога.
Цель определяет не только результат, как итог достижения, но и концептуальный образ конструируемой модели. Целевая установка может служить названием модели диалога, а задачи выполнять функцию средств достижения поставленной цели.
Анализ и постановка проблемы. Данный компонент отвечает на вопрос, как в диалоге разрешить проблему. Для организации взаимодействия у педагога имеется огромный выбор методов, средств обучения и форм организации взаимодействия. Активные и интерактивные методы обучения, являющиеся по своей природе диалогическими, органично вплетаются в процесс решения проблемы. При этом не следует отрицать роль и возможности методов работы с письменным источником (реферирование, цитирование, изложение, составление плана), видеометода, лабораторной работы и др.
В качестве возможных вариантов решения проблемы предлагается использовать организацию дискуссии по определенному вопросу или группе вопросов. Обсуждение также может быть организовано как групповое или парное. В случае индивидуальной работы предлагается сравнить все полученные решения, выбрать оптимальные варианты, при этом обосновать выбор. Такая деятельность, согласно исследованиям Л.С. Выготского, заставляет творчески мыслить обучающегося, излагать собственное мнение, формулировать выводы, проверять их в диалоге с оппонентами (Л.В. Выготский по Г.К. Селевко) [2, с. 199].
Результат и рефлексия. Если проблема соотносится с целью учебного диалога, то ее решение непосредственно связано с результатом как продуктом взаимодействия. Приоритетную роль играет приобретение умений и навыков получать знания о том, как решать конкретные проблемные ситуации, как анализировать нестандартные ситуации. Важно допускать дифференцированное отношение к проблеме и стимулировать выражение своего отношения (оценивание, выражение способов решения и т.д.) к проблеме. В процессе взаимодействия формируются отношения в нескольких направлениях по поводу проблемы: отношения между субъектами взаимодействия; отношения к самой проблеме; отношение студента/студентов к себе, формирование самооценки, саморефлексии.
Моделирование – один из аспектов профессиональной деятельности педагога. На наш взгляд, преподавателю вуза необходимо уметь поставить цель, средством достижения которой является учебный диалог, выбрать предметное содержание и средства, разработать варианты решения поставленной проблемы и выбрать необходимый вариант модели учебного диалога в зависимости от требований учебных программ и уровня подготовленности студенческой аудитории, ее состава и пр. [3; 4].
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.