Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
Современный уровень развития производства требует от человека интегрированных знаний, так как все большую роль в развитии общества играет интеграция труда, совмещение профессий и специальностей, появление профессий широкого профиля. Основы технологического образования человек получает в школе. Именно ей отведена главная роль в формировании технологической подготовленности человека. Задача учителя технологии состоит в том, чтобы учащийся получил не фрагментарную, а современную базовую технологическую подготовку, позволяющую ему грамотно применять полученные знания в новых областях науки и техники.
Важным показателем профессионального становления человека является его способность находить смысл в трудовой деятельности, осознанно принимать решения в выборе профессии и места работы. Эти вопросы человек решает в течение всей своей жизни. Может возникать отчуждение от профессии, когда человек начинает испытывать неудовлетворенность своим профессиональным положением.
Правильно выбрать профессию очень сложно. Многие молодые люди делают ошибки при построении своего профессионального будущего. И очень важно, чтобы молодой человек в этот момент смог распознать, понять новый, непривычный для него образ жизни и сумел «вписаться» в него. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо планомерно и целенаправленно готовить молодежь к профессиональной деятельности, создавать условия для профессиональных проб. Одна из ступеней профессионального становления совпадает с периодом обучения в ВУЗе, при этом очень важно, чтобы молодой человек в этот момент смог понять специфику выбранной им профессии.
В системе высшего профессионального образования России в настоящее время сложились различные пути и средства подготовки молодых специалистов. Так, в условиях модернизации содержания и форм профессиональной подготовки будущих учителей технологии в Новгородском университете имени Ярослава Мудрого на базе кафедры педагогики, технологий и ремесел решается вопрос о создании инновационного Центра технологического образования. Предполагается, что деятельность Центра будет ориентирована на решение следующих целей: развитие и популяризация технологического образования, взаимодействие с муниципальными образовательными учреждениями Великого Новгорода и области, центрами занятости населения, работодателями, средствами массовой информации, создание современных условий, обеспечивающих возрождение системы научно-технического творчества молодёжи и предоставляющих учащимся колледжей и студентам новые возможности профессиональной ориентации, инженерно-технологического и гуманитарного образования.
Работа Центра в рамках планируемых целей предполагает решение ряда задач: обеспечение взаимодействия студенческого и научного сообщества университета с коллективами колледжей, включая профильных педагогов; создание необходимой среды для развития практических умений и способностей среди заинтересованных учащихся колледжей и студентов в сфере овладения рабочими профессиями; построение учебного процесса на основе инновационных образовательно-практических и наукоёмких технологий; стимулирование научно-исследовательского и творческого потенциала учащихся колледжей и студентов, направленного на формирование мотивации освоения углублённых профессиональных знаний в инженерно-технической сфере; знакомство учащихся колледжей и студентов на практике с новейшими изобретениями мировой и отечественной науки и техники; привлечение учащихся колледжей к выполнению авторских проектов, а также разработок университета, включение учащихся колледжей и студентов в работу научно-исследовательских групп для участия в выставках, конференциях и других подобных мероприятиях; проведение профессиональных проб в рамках выбранной профессии; ведение образовательной деятельности по заявкам предприятий, организаций, образовательных учреждений.
Кадровое обеспечение Центра предполагает участие квалифицированного профессорско-преподавательского коллектива кафедры педагогики, технологий и ремесел, в который входят доктора и кандидаты технических и педагогических наук, преподаватели колледжей, а также студенты ведущей кафедры в роли тьютеров. Полномасштабное вовлечение в деятельность Центра педагогов колледжей позволит обеспечить доступ значительного числа учащихся г. Великого Новгорода и районов Новгородской области к современным технологиям обработки конструкционных материалов.
Для реализации намеченных задач планируется задействовать технологические площадки лабораторий кафедры, ориентированных на работу с такими материалами, как: древесина, металл, ткань, пищевые продукты. Кроме того, в работе Центра предполагается участие лабораторий электрорадиотехнологий, промышленного дизайна.
Чтобы обеспечить образовательный процесс в Центре, необходимо: разработать оригинальное программное, методическое и дидактическое обеспечение учебно-воспитательного процесса по направлениям: «Деревообработка», «Металлообработка», «Обработка ткани и пищевых продуктов», «Дизайн», «Моделирование и конструирование изделий из конструкционных материалов»; осуществить адаптацию существующих учебно-методических комплексов для организации и методического сопровождения образовательного процесса как на учебных площадках университета, так и на базе колледжей и дворцов юношеского творчества, в том числе и посредством дистанционного обучения; создать научно-информационные, научно-образовательные и раздаточные материалы и презентации семинаров, практикумов, круглых столов; ориентировать подготовку учащихся и студентов для участия в городских, областных и общероссийских конкурсах, выставках и олимпиадах по предмету «Технология».
Процесс обучения будет представлять собой комплекс научно-познавательных семинаров, лекций, презентаций, дополненный неотъемлемыми практическими занятиями, в результате которых обучающиеся приобретут представление о современных технологиях обработки конструкционных материалов, познакомятся с основными рабочими профессиями региона, ознакомятся с принципами проектирования и моделирования от оформления чертежей модели до её печати на 3D-принтере. На базе Центра будет возможно организовать консультации и экспертное сопровождение индивидуальных исследовательских проектов учащихся. Помимо образовательных и профориентационных мероприятий, планируется проведение конкурсов, выставок, «круглых столов» и семинаров для преподавателей университета и колледжей.
Таким образом, актуальность создания Центра заключается в том, что современные научные знания о технологических инновациях XXI века, полученные студентами и учащимися колледжей на аудиторных занятиях, могут быть ими успешно реализованы на практике, на экспериментальной площадке Центра технологического образования, где будут созданы все условия для формирования и развития технологических компетенций студентов и учащихся колледжей, воспитания нового поколения исследователей, трудовой адаптации молодежи.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.