logo
sbornik / Часть 1

Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.

УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Технология активизации нравственного самовоспитания является одним из важнейших воспитательных средств разностороннего развития личности. Молодой человек, ставящий себе задачи по совершенствованию нравственного аспекта своей личности, становится более заинтересованным в своем нравственном саморазвитии. В условиях личностно ориентированного образовательного процесса технология нравственного самовоспитания обучающихся рассматривается как результат педагогических усилий классных руководителей и кураторов учебных групп. Она также предполагает как можно более полную реализацию растущим человеком себя как личности, на основе активизации механизмов саморегуляции, наличия ясно осознанных целей и нравственных идеалов.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть технологии процесса самовоспитания. Технология нравственного самовоспитания обучающихся имеет следующие особенности: каждый воспитанник выбирает цели жизни, нравственные идеалы в соответствии с нравственными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в социально и личностно значимой деятельности [1, с. 20]. Важную роль играет нравственное самовоспитание в предупреждении отклонений в поведении школьников и студентов. Основное значение в этом процессе принадлежит самим обучающимся, их собственным усилиям в нравственном самосовершенствовании. Известный английский историк Э. Гиббон писал, что каждый человек обладает двояким воспитанием – одним, которое полу­чает от кого-то, и другим, более важным, которым обязан самому себе. Точно также и педагогические усилия классных руководителей и кураторов учебных групп могут дать только внешний импульс, а технология формирования поведенческо-волевой сферы учащихся зависит от их нацеленности на целенаправ­ленное самовоспитание [2, с. 83–84].

С психологической точки зрения, движущей силой процесса нравственного самовоспитания являются внутренние противоречия между тем, каким есть человек и каким ему хотелось бы быть, между нравственными требованиями общества, социальной среды, в которой живет ученик, и нравственной направленностью его самосознания. В свою очередь, внутренние противоречия пробуждают у обучающихся неудовлетворенность собой, благодаря чему у них «просыпается чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть» (Гегель). Помощь молодым людям на этом этапе самовоспитания состоит в их ориентации на реальность и последующую выполнимость составляемых программ и самообязательств. Обучающиеся, ставящие перед собой недостижимые цели, потерпев неудачу, рассматривают это как крах своих намерений, невозмож­ность добиться успеха в работе над собой. Это приводит к снижению самооценки, отказу от активного приучения себя к честному и достойному поведению.

Педагогическое консультирование обучающихся по вопросам целей и содержания самовоспитания исключает мелочное вмешательство во внутренний мир ученика, требует индивидуального подхода и деликатности. Учитывая это, умудренные опытом педагоги «не давят» на своего подопечного, а помогают ему осознать общественные требования к нравственному достоинству человека, тактичными советами предостерегают от ошибок в поведении. Излишняя опека, назойливые рекоменда­ции обучающимся, над чем и как работать над собой, ведут к формированию пассивной жизненной позиции, нерешительности в самостоятельных действиях, мешают про­явлению инициативы. Здесь, как и во всем, необходимо соблюдать чувство меры.

Основными методами самовоспитания являются самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, сравнение себя с другими людьми. Большое значение имеет самоактуализация. которая заключается в самоободрении, самопоощрении, самонаказании, самоограничении. Следует обратить внимание на метод самоубеждения, сущность которого состоит в том, что человек, выявив свои недостатки, убеждает себя самого в необходимости их преодоления. Самовнушение, самокритика и самоприказ применяются в тех случаях, когда человек определил те или иные правила поведения и стремится их выполнять.

Педагогическое руководство самовоспитанием обучающихся осуществляется по следующим направлениям: формирование общественного мнения в детско-юношеском коллективе о необходимости и важности самовоспитания как важнейшего условия нравственного саморазвития личности; оказание помощи обучающимся в уяснении сущности нравственного самовоспитания, его методов и путей осуществления; практическая помощь обучающимся в разработке программ нравственного самовоспитания и их реализации; использование примеров выдающихся личностей, которые стали такими благодаря активной работе над собой; пример педагога (классного руководителя, куратора) как образца для подражания в профессиональном, личностном и социальном аспектах. При этом обучающийся не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция, в зависимости от которой он может или активно работать над своим нравственным самосовершенствованием или оставаться пассивным, не уделяя должного внимания этим вопросам. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему нравственному совершенствованию в конечном итоге и определяет его нравственное становление.

Технология нравственного самовоспитания школьников и студентов является динамичным процессом. Зарождаясь в детском возрасте как неосознанное стремление стать лучше, превращаясь у подростков в жизненно важную потребность самосовершенствоваться, в юношеском возрасте оно становится конкретной практической деятельностью, постоянной работой над собой. Психологическая и практическая подготовка учащейся и студенческой молодежи к работе над собой составляет одну из важнейших задач целостного образовательного процесса. Решение этой задачи требует осознания своего образа жизни, осмысления значимости той деятельности, которая требует нравственного самовоспитания.

На этом этапе важно помочь обучающемуся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков. Большое значение имеет овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой человек хочет добиться успеха. Нельзя обойтись без оказания помощи молодым людям в составлении программы самовоспитания. Высший этап перехода воспитания в нравственное самовоспитание начинается тогда, когда молодой человек желает работать над собой, когда в его сознании сформировались мотивы, цели и методы самовоспитания.

Если в процессе воспитания у растущего человека возникает убежденность в необходимости и личностной значимости самовоспитания, то процесс разностороннего развития и нравственного становления творческой личности будет наиболее активным и результативным. В этом случае результатом воспитания будет нравственное самовоспитание и непрерывное самосовершенствование. Однако в процессе воспитания необходимо побуждать обучающихся создавать предпосылки к осуществлению нравственного самовоспитания. Оно направлено на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень нравственного развития личности, ее самосознания, способности к самоанализу своего поведения и взаимоотношений с другими людьми при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение обучающихся к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои достоинства и недостатки характеризуют зрелость растущего человека и являются предпосылками организации его активного нравственного самовоспитания.

Научно-методический смысл технологии нравственного самовоспитания как результативной целенаправленной воспитательной деятельности педагогов в учреждениях образования состоит в интериоризации (переводе) внешних по отношению к воспитаннику нравственных ценностей, отношений и качеств во внутренний, психологический план личности, ее убеждения и привычки, черты характера, устоявшиеся нормы и правила поведения. Благодаря этому формируется императивная нравственная позиция личности, которая, по словам Л.Н. Толстого, позволяет молодым людям стремиться жить, «делая как можно больше добра и как можно меньше зла». В этом состоит значение, сущность и одна из основных целевых установок технологии нравственного самовоспитания школьников и студентов как культурологически направленного педагогического процесса.