Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Технология активизации нравственного самовоспитания является одним из важнейших воспитательных средств разностороннего развития личности. Молодой человек, ставящий себе задачи по совершенствованию нравственного аспекта своей личности, становится более заинтересованным в своем нравственном саморазвитии. В условиях личностно ориентированного образовательного процесса технология нравственного самовоспитания обучающихся рассматривается как результат педагогических усилий классных руководителей и кураторов учебных групп. Она также предполагает как можно более полную реализацию растущим человеком себя как личности, на основе активизации механизмов саморегуляции, наличия ясно осознанных целей и нравственных идеалов.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть технологии процесса самовоспитания. Технология нравственного самовоспитания обучающихся имеет следующие особенности: каждый воспитанник выбирает цели жизни, нравственные идеалы в соответствии с нравственными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в социально и личностно значимой деятельности [1, с. 20]. Важную роль играет нравственное самовоспитание в предупреждении отклонений в поведении школьников и студентов. Основное значение в этом процессе принадлежит самим обучающимся, их собственным усилиям в нравственном самосовершенствовании. Известный английский историк Э. Гиббон писал, что каждый человек обладает двояким воспитанием – одним, которое получает от кого-то, и другим, более важным, которым обязан самому себе. Точно также и педагогические усилия классных руководителей и кураторов учебных групп могут дать только внешний импульс, а технология формирования поведенческо-волевой сферы учащихся зависит от их нацеленности на целенаправленное самовоспитание [2, с. 83–84].
С психологической точки зрения, движущей силой процесса нравственного самовоспитания являются внутренние противоречия между тем, каким есть человек и каким ему хотелось бы быть, между нравственными требованиями общества, социальной среды, в которой живет ученик, и нравственной направленностью его самосознания. В свою очередь, внутренние противоречия пробуждают у обучающихся неудовлетворенность собой, благодаря чему у них «просыпается чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть» (Гегель). Помощь молодым людям на этом этапе самовоспитания состоит в их ориентации на реальность и последующую выполнимость составляемых программ и самообязательств. Обучающиеся, ставящие перед собой недостижимые цели, потерпев неудачу, рассматривают это как крах своих намерений, невозможность добиться успеха в работе над собой. Это приводит к снижению самооценки, отказу от активного приучения себя к честному и достойному поведению.
Педагогическое консультирование обучающихся по вопросам целей и содержания самовоспитания исключает мелочное вмешательство во внутренний мир ученика, требует индивидуального подхода и деликатности. Учитывая это, умудренные опытом педагоги «не давят» на своего подопечного, а помогают ему осознать общественные требования к нравственному достоинству человека, тактичными советами предостерегают от ошибок в поведении. Излишняя опека, назойливые рекомендации обучающимся, над чем и как работать над собой, ведут к формированию пассивной жизненной позиции, нерешительности в самостоятельных действиях, мешают проявлению инициативы. Здесь, как и во всем, необходимо соблюдать чувство меры.
Основными методами самовоспитания являются самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, сравнение себя с другими людьми. Большое значение имеет самоактуализация. которая заключается в самоободрении, самопоощрении, самонаказании, самоограничении. Следует обратить внимание на метод самоубеждения, сущность которого состоит в том, что человек, выявив свои недостатки, убеждает себя самого в необходимости их преодоления. Самовнушение, самокритика и самоприказ применяются в тех случаях, когда человек определил те или иные правила поведения и стремится их выполнять.
Педагогическое руководство самовоспитанием обучающихся осуществляется по следующим направлениям: формирование общественного мнения в детско-юношеском коллективе о необходимости и важности самовоспитания как важнейшего условия нравственного саморазвития личности; оказание помощи обучающимся в уяснении сущности нравственного самовоспитания, его методов и путей осуществления; практическая помощь обучающимся в разработке программ нравственного самовоспитания и их реализации; использование примеров выдающихся личностей, которые стали такими благодаря активной работе над собой; пример педагога (классного руководителя, куратора) как образца для подражания в профессиональном, личностном и социальном аспектах. При этом обучающийся не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция, в зависимости от которой он может или активно работать над своим нравственным самосовершенствованием или оставаться пассивным, не уделяя должного внимания этим вопросам. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему нравственному совершенствованию в конечном итоге и определяет его нравственное становление.
Технология нравственного самовоспитания школьников и студентов является динамичным процессом. Зарождаясь в детском возрасте как неосознанное стремление стать лучше, превращаясь у подростков в жизненно важную потребность самосовершенствоваться, в юношеском возрасте оно становится конкретной практической деятельностью, постоянной работой над собой. Психологическая и практическая подготовка учащейся и студенческой молодежи к работе над собой составляет одну из важнейших задач целостного образовательного процесса. Решение этой задачи требует осознания своего образа жизни, осмысления значимости той деятельности, которая требует нравственного самовоспитания.
На этом этапе важно помочь обучающемуся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков. Большое значение имеет овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой человек хочет добиться успеха. Нельзя обойтись без оказания помощи молодым людям в составлении программы самовоспитания. Высший этап перехода воспитания в нравственное самовоспитание начинается тогда, когда молодой человек желает работать над собой, когда в его сознании сформировались мотивы, цели и методы самовоспитания.
Если в процессе воспитания у растущего человека возникает убежденность в необходимости и личностной значимости самовоспитания, то процесс разностороннего развития и нравственного становления творческой личности будет наиболее активным и результативным. В этом случае результатом воспитания будет нравственное самовоспитание и непрерывное самосовершенствование. Однако в процессе воспитания необходимо побуждать обучающихся создавать предпосылки к осуществлению нравственного самовоспитания. Оно направлено на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный уровень нравственного развития личности, ее самосознания, способности к самоанализу своего поведения и взаимоотношений с другими людьми при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение обучающихся к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои достоинства и недостатки характеризуют зрелость растущего человека и являются предпосылками организации его активного нравственного самовоспитания.
Научно-методический смысл технологии нравственного самовоспитания как результативной целенаправленной воспитательной деятельности педагогов в учреждениях образования состоит в интериоризации (переводе) внешних по отношению к воспитаннику нравственных ценностей, отношений и качеств во внутренний, психологический план личности, ее убеждения и привычки, черты характера, устоявшиеся нормы и правила поведения. Благодаря этому формируется императивная нравственная позиция личности, которая, по словам Л.Н. Толстого, позволяет молодым людям стремиться жить, «делая как можно больше добра и как можно меньше зла». В этом состоит значение, сущность и одна из основных целевых установок технологии нравственного самовоспитания школьников и студентов как культурологически направленного педагогического процесса.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.