Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
УО БГПУ им. М. Танка, УО БГЭУ, г. Минск, Республика Беларусь
Обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования с учетом социальных и экономических факторов развития общества [1] предусматривает существенное увеличение доли самостоятельной работы, что будет способствовать повышению профессиональной компетентности специалистов образования. Вместе с тем, возникает необходимость организации эффективного педагогического сопровождения индивидуальной образовательной программы на всех ступенях высшего образования. Особенно такое сопровождение актуально для студентов, получающих образование в заочной форме, тем, кто хочет повысить эффективность своей учебной деятельности или устранить академические проблемы. Для магистрантов, аспирантов, начинающих преподавателей педагогическое сопровождение может выступать важным фактором профессионального, карьерного и личностного роста.
С целью оказания помощи данным категориям субъектов образования в БГПУ создана виртуальная консалтинговая служба [2], в рамках которой пользователям предоставляется возможность активного взаимодействия с информационно-образовательными средствами. Для эффективного функционирования виртуальная консалтинговая служба должна обладать рядом характеристик: гибкость, целостность, открытость, вариативность, полифункциональность, интерактивность, визуализация, оперативность обратной связи на образовательные достижения, свободный доступ к разнообразным источникам информации, возможность организации индивидуальной работы субъектов, и т.д. Использование интерактивных возможностей платформы Moodle позволило достаточно полно реализовать образовательный диалог, одной из сторон которого является контент информационного образовательного ресурса.
Виртуальная консалтинговая служба представлена вводным модулем и пятью тематическими: «Рефлексирующий преподаватель»; «Основы дизайна учебного курса»; «Самоменеджмент студентов, или как успевать учиться с удовольствием и пользой для себя?»; «Стратегии овладения навыками письма и чтения на основе стиля мышления»; «Культура академического письма сквозь призму международных требований». Основное функциональное назначение каждого модуля состоит в том, чтобы обеспечить получение разного типа обратной связи от клиента (студента, магистранта, преподавателя) к консультанту в процессе освоения содержания тематических модульных элементов.
Чтобы пользователь мог легко ориентироваться в учебном материале, содержание модульных элементов структурировано при помощи элемента «пояснение». Разделы, подразделы и темы внутри модулей выделялись разным начертанием и размером шрифта, а также соответствующим изображением. Материал разделов разбивался на «Практические задания», «Контрольно-диагностические задания», «Полезные и необходимые материалы». При необходимости в конце изучения модуля размещались «Итоговые оценочные задания».
Элемент «файл» позволяет разместить готовые текстовые (или любые другие) материалы в нужном разделе модуля. В рамках виртуальной консалтинговой службы это были мануалы по освоению курса, рабочие тетради и отдельные полезные материалы. Чтобы не перегружать файлами пространство модуля, целесообразно использовать элемент «папка».
При организации информации внутри модулей использовались следующие интерактивные элементы курса: «Лекция», «Задание», «Тест», «Глоссарий», «Форум».
С помощью элемента курса «Лекция» теоретический материал разбивается на несколько логических частей, разделов. В каждой части клиенту предлагается ответить на вопрос, определяющий усвоение пройденного материала. Переход к следующей части разрешается только после правильного ответа на вопрос. На неправильные ответы консультант может дать соответствующий комментарий.
Комплексные учебные задания на отработку и применение соответствующих способов, действий, умений. Элемент курса «Задание» позволяет консультанту ставить задачу, которая требует от клиента ее решения – ответа в электронном виде с использованием возможности загрузить его на сервер или с последующей пересылкой по e-mail.
Также платформа Moodle содержит обучающие тестовые задания открытого и закрытого типа, которые можно использовать как инструмент тренировки, закрепления, самопроверки усвоения знаний. В данном случае оценивание, тем более автоматическое, носит функцию обратной связи, и с точки зрения оказания консалтинговых услуг принципиально не столько количество ошибок, сколько динамика их уменьшения.
Элемент курса «Глоссарий» позволяет создавать и редактировать список определений, как в уже предложенном консультантами словаре, так и в открытом для создания новых записей (статей). В последнем случае в этом процессе участвуют не только консультанты, но и субъекты, обращающиеся в консалтинговую службу. Таким образом, данный элемент также дает возможность взаимодействия и коллективной работы и консультанта и субъектов образовательного запроса. В деятельности консалтинговой службы данная опция может использоваться для формулирования клиентами запроса на уточнение своего понимания категориально-понятийного аппарата.
Поле «Тип глоссария» имеет несколько вариантов: «Главный глоссарий», «Вторичный глоссарий», при этом все модульные элементы объединяет один главный глоссарий, который не может изменяться субъектами консалтинговой службы, а только консультантами. Очень важной особенностью работы с глоссарием, с точки зрения интерактивного взаимодействия, является возможность клиентам повторно определять один и тот же термин (поле «Разрешить более одной статьи на одно слово»), и обсуждать его, если он имеет неоднозначное толкование (поле «Разрешены комментарии по записям»). Система также предусматривает возможность контроля консультантом выкладываемых версий определения понятий субъектами (для этого используется поле «Статьи одобрены по умолчанию»). Система Moodle автоматически создает ссылку на соответствующую словарную статью всякий раз, когда это слово появляется где-либо в модульных элементах.
«Форум» – это средство общения участников консалтинговой службы (консультанта и клиентов) при изучении модульных элементов. Форум – инструмент ведения обсуждений на различные темы, при этом каждый участник может либо начать новое обсуждение (тему, вопрос), либо участвовать в уже существующих обсуждениях. «Форум» может рассматриваться как один из самых популярных инструментов для организации интеракции между консультантом и субъектами (студентами, магистрантами, преподавателями). На форуме возможны разные формы и регламенты коммуникации, которые установит консультант. В каждом модульном элементе Moodle дает возможность создания нескольких форумов.
В рамках консалтинговой службы может работать несколько типов форумов: «дискуссионный», ориентированные на обсуждение разных точек зрения; «принятия решений», направленный на поиск решения некоторой проблемной ситуации (ответы на вопрос «что делать?»); «обмен опытом» (ответы на вопрос «как это было у меня?»). Важно, чтобы в поле «Вступление для форума», предназначенном для размещения введения, было помещено соответствующее целевому виду обсуждения сообщение: проблематизирующее, мотивирующее, ободряющее и т.п.
Элемент курса «Форум» группируются по темам модульных элементов виртуальной среды консалтинговой службы. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Это особенно удобно для новых членов группы, для ускорения ориентации в содержательном продвижении в теме. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.
«Форум» может использоваться и как доска объявлений. В начале каждого модульного элемента по умолчанию создается особый тип форума – Новости или Новостной форум. Такая возможность обеспечивает оперативность деятельности консалтинговой службы. В данном элементе предусмотрена возможность немедленной рассылки информации всем участникам, подписанным на форуме (опция «Разослать немедленно»).
Изложенные подходы к использованию интерактивных возможностей платформы Moodle для организации виртуальной консалтинговой службы открывают перед учреждениями образования широкий простор для организации педагогической поддержки субъектов образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей формирования профессиональных качеств в рамках целостного развития личности и совместного творчества.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.