logo
sbornik / Часть 1

Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.

СФ ФГБОУ ВПО БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

Особое место в современном образовании занимает междисциплинарная интеграция. Однако при реализации интегрированного подхода в процессе обучения возникает ряд дидактических проблем. Это связано с тем, что многие аспекты междисциплинарной интеграции еще не изучены и не разведены четкие границы между понятиями «междисциплинарные связи» и «интеграция». Попробуем в этом разобраться.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что междисциплинарные связи в обучении подразумевают согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для дисциплин, а также формирование общих для них видов деятельности и систем отношений.

Преподаватель может усиливать связи между дисциплинами, целенаправленно используя, например, междисциплинарные задачи. Междисциплинарная интеграция, представленная в таком виде, расширяет образовательное пространство, создает своего рода виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине в новых условиях, за рамками самой дисциплины, развивает умение применять знания и в профессиональной деятельности.

Таким образом, интеграция понимается нами как установление и изучение общих для различных наук закономерностей и методов при сохранении самостоятельности учебных дисциплин. Т.е., под интеграцией дисциплин мы подразумеваем объединение их в единое целое с целью создать у студентов целостную картину мира. Достижение таких целей педагогического образования, как целостное развитие личности, усиление фундаментальной подготовки, невозможно без взаимодействия преподавателей всех дисциплин.

Установление междисциплинарных связей нами понимается как использование материала, формы и способа изложения, присущих одному предмету, в рамках другого.

В отличие от интеграции междисциплинарные связи не требуют ни выработки преподавателями единой педагогической «стратегии», ни обязательной взаимности применения ими определенных понятий и фактов в разработке занятий по изучаемой теме, то есть всего того, без чего немыслима интеграция дисциплин.

Междисциплинарная интеграция, однако, сталкивается с проблемой выявления и оценки междисциплинарных связей между дисциплинами. Она обусловлена тем, что содержание каждой учебной дисциплины имеет особенности, зависящие от многих факторов: специфики вуза, факультета, кафедры, специализации и уровня подготовки студентов и профессиональных предпочтений преподавателя.

Студент вуза воспринимает междисциплинарные связи на основе личной системы эмоционально-ценностных отношений к дисциплинам. Если междисциплинарные связи представляются ему значимыми, например, с точки зрения профессионального будущего, он усвоит и запомнит их. Если же он не видит в них познавательной или профессиональной ценности, то и результат их усвоения, образно говоря, будет скромным. Поэтому можно говорить о субъективной составляющей междисциплинарных связей, реализованных в обучении, связей «после обучения», определяемых особенностями их восприятия преподавателем и студентами.

Осуществить объективную оценку уровня междисциплинарных связей, реализованных в обучении, можно по их воспроизведению в сознании студентов в виде умений применять знания. Такая оценка может быть получена по результатам решения междисциплинарных задач. Успешное решение таких задач указывает на приобретенный опыт междисциплинарного применения знаний, и как следствие – владение междисциплинарными связями. Оценивая результаты решения междисциплинарных задач, преподаватель может усиливать или уменьшать связи, корректируя содержание и методики обучения дисциплинам.

Процессы интеграции в зависимости от типов междисциплинарных связей и объема интегрируемого содержания могут реализовываться в разных по протяженности вариантах: интегрированная лекция, спецкурс, итоговый интегративный курс, завершающий определенный блок дисциплин. Кроме того, процессуальные характеристики чтения интегрированных курсов зависят от характера их содержания и дидактических целей. Но в любом случае взаимопроникновение, взаимодополнение и интеграция естественнонаучных, гуманитарных и инженерных дисциплин должны основываться на взаимодействии природы, человека, общества и многообразия форм человеческого знания. Интегративные процессы в образовании приводят к открытию новых специальностей на стыке разных областей знания, без которых немыслимы новые технологии.

Интегрированные курсы можно включить в учебный процесс за счет часов, отведенных на дисциплину по выбору. Кроме того, можно сделать интегрированными традиционно существующие дисциплины. Так, например, в дисциплину «Введение в специальность» можно включить гуманитарную и фундаментальную составляющие, которые помогут адаптации первокурсников и сформируют у них навыки контекстного осмысления будущей профессии и своего места в ней.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что междисциплинарная интеграция позволяет усиливать использование знаний, приобретенных при изучении учебных дисциплин. При этом студенты одновременно учатся применять полученные знания в будущей профессиональной работе.