logo
sbornik / Часть 1

Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.

НГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Современная российская экономика интенсивно развивается, становится все более похожей на европейскую и поэтому требует серьезных изменений в структуре подготовки выпускников вузов. В этих условиях расширяются возможности для инновационных начинаний и интеграции высшего образования в европейское открытое образовательное пространство. Новый этап развития образования в России и соответственно пути модернизации высшей школы связаны во многом с переходом вузов на образовательные стандарты нового поколения. В предыдущем Государственном образовательном стандарте высшего образования (ГОС ВПО) представлены только требования к уровню подготовки студента, т.е. существующая образовательная программа по своей структуре определяет конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. В ГОС ВО третьего поколения профессиональная квалификация выпускника разработана на основе компетентностного подхода и характеризуется требованиями к знаниям и умениям, которые должен приобрести студент в процессе обучения по тому или иному модулю или циклу дисциплин. В идеале системообразующим фактором такой подготовки должны были стать компетентностные характеристики специалистов, вузовское образование которых непосредственно учитывает требования конкретного заказчика.

Компетентностный подход признается сегодня в качестве наиболее эффективного инструмента подготовки выпускников, отвечающих постоянно возрастающим требованиям общества и рынка труда. При определении профессиональной компетентности, вытекающей из профессиональной характеристики выпускника, обращают на себя внимание трактовки понятий, данные В.П. Симоновым и М.А. Чошановым. Авторы понимают под компетентностью обеспечение эффективной реализации компетенций. Следовательно, компетентность — «это не просто овладение знаниями (в таком случае мы говорим об эрудиции), но, скорее, потенциальная готовность решать задачи со знанием дела», компетентность – необходимое условие «конвертируемости» специалиста. Компетентность как особый тип организации знаний представляет собой общее интеллектуальное развитие личности, сформированность базовых компонентов умственного опыта, механизмов эффективной переработки информации, индивидуальной избирательности интеллектуальной деятельности, позволяющих объективно оценивать требования окружающей действительности и максимально эффективно решать профессиональные вопросы.

Современное российское образование имеет весьма широкий и привлекательный спектр образовательных услуг. При этом проблемное поле составляют вопросы содержания подготовки студентов, их ориентация на продолжение непрерывного образования, возможность реализации идей опережающего образования. Для решения этих задач возникает необходимость интеграции различных составляющих содержания подготовки студентов – будущих учителей технологии. Все это позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса индивидуализировать и дифференцировать обучение, более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Интегративный подход к подготовке студентов вуза будет способствовать формированию их профессиональной компетентности при условии интеграции общетехнической, специально-технологической и графической подготовки; созданию организационно-педагогических условий интеграции различных видов учебной деятельности: академической, организационно-исследовательской и рефлексивно-аналитической. Следовательно, интегративный подход служит для создания у бакалавров целостного представления об окружающем мире, синтеза их общетехнической, специально-технологической и графической подготовки в вузе как средства теоретического осмысления фактов практического опыта, способствующего формированию у них технологической культуры.

Исследуя вопрос о необходимости графической подготовки бакалавров технологического образования, можно выявить, что сегодня главным требованием к выпускникам высшей школы становится высокий уровень их готовности к профессиональной деятельности. В процессе графической подготовки у студентов формируется готовность к проектно-конструкторской деятельности, что подразумевает знание основ начертательной геометрии и инженерной графики, правил оформления конструкторской документации; умение пользоваться инструментальными программными средствами инженерной и компьютерной графики; владение методиками применения прикладных пакетов и графических редакторов в своей профессиональной области.

Анализ процесса обучения бакалавров технологического образования по профильным дисциплинам свидетельствует о возрастании роли информационных технологий в сфере графической культуры. Это проявляется в необходимости изменения традиционных форм организации образовательного процесса, содержания образования, используемых в нем методик, дидактических подходов и технологий. Актуальным становится внедрение в образовательный процесс методик 3D проектирования, посредством которых создаются реалистичные виртуальные модели, более наглядные, доступные для восприятия и соответствующие реальным технологическим процессам на производстве.

В заключение можно отметить, что использование интегративного подхода в подготовке студентов при переходе на образовательные стандарты нового поколения должно существенно повысить качество обучения бакалавров в вузе. При изменении содержания подготовки бакалавров технологического образования в условиях ГОС ВПО третьего поколения мы исходили из того, что она должна отражать требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки выпускника, принципы и условия реализации интегративного подхода к содержанию подготовки студентов, степень владения выпускниками вуза информационными и компьютерными технологиями, а также целостность процесса обучения в современных вузах.