Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
НГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
Современная российская экономика интенсивно развивается, становится все более похожей на европейскую и поэтому требует серьезных изменений в структуре подготовки выпускников вузов. В этих условиях расширяются возможности для инновационных начинаний и интеграции высшего образования в европейское открытое образовательное пространство. Новый этап развития образования в России и соответственно пути модернизации высшей школы связаны во многом с переходом вузов на образовательные стандарты нового поколения. В предыдущем Государственном образовательном стандарте высшего образования (ГОС ВПО) представлены только требования к уровню подготовки студента, т.е. существующая образовательная программа по своей структуре определяет конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. В ГОС ВО третьего поколения профессиональная квалификация выпускника разработана на основе компетентностного подхода и характеризуется требованиями к знаниям и умениям, которые должен приобрести студент в процессе обучения по тому или иному модулю или циклу дисциплин. В идеале системообразующим фактором такой подготовки должны были стать компетентностные характеристики специалистов, вузовское образование которых непосредственно учитывает требования конкретного заказчика.
Компетентностный подход признается сегодня в качестве наиболее эффективного инструмента подготовки выпускников, отвечающих постоянно возрастающим требованиям общества и рынка труда. При определении профессиональной компетентности, вытекающей из профессиональной характеристики выпускника, обращают на себя внимание трактовки понятий, данные В.П. Симоновым и М.А. Чошановым. Авторы понимают под компетентностью обеспечение эффективной реализации компетенций. Следовательно, компетентность — «это не просто овладение знаниями (в таком случае мы говорим об эрудиции), но, скорее, потенциальная готовность решать задачи со знанием дела», компетентность – необходимое условие «конвертируемости» специалиста. Компетентность как особый тип организации знаний представляет собой общее интеллектуальное развитие личности, сформированность базовых компонентов умственного опыта, механизмов эффективной переработки информации, индивидуальной избирательности интеллектуальной деятельности, позволяющих объективно оценивать требования окружающей действительности и максимально эффективно решать профессиональные вопросы.
Современное российское образование имеет весьма широкий и привлекательный спектр образовательных услуг. При этом проблемное поле составляют вопросы содержания подготовки студентов, их ориентация на продолжение непрерывного образования, возможность реализации идей опережающего образования. Для решения этих задач возникает необходимость интеграции различных составляющих содержания подготовки студентов – будущих учителей технологии. Все это позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса индивидуализировать и дифференцировать обучение, более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Интегративный подход к подготовке студентов вуза будет способствовать формированию их профессиональной компетентности при условии интеграции общетехнической, специально-технологической и графической подготовки; созданию организационно-педагогических условий интеграции различных видов учебной деятельности: академической, организационно-исследовательской и рефлексивно-аналитической. Следовательно, интегративный подход служит для создания у бакалавров целостного представления об окружающем мире, синтеза их общетехнической, специально-технологической и графической подготовки в вузе как средства теоретического осмысления фактов практического опыта, способствующего формированию у них технологической культуры.
Исследуя вопрос о необходимости графической подготовки бакалавров технологического образования, можно выявить, что сегодня главным требованием к выпускникам высшей школы становится высокий уровень их готовности к профессиональной деятельности. В процессе графической подготовки у студентов формируется готовность к проектно-конструкторской деятельности, что подразумевает знание основ начертательной геометрии и инженерной графики, правил оформления конструкторской документации; умение пользоваться инструментальными программными средствами инженерной и компьютерной графики; владение методиками применения прикладных пакетов и графических редакторов в своей профессиональной области.
Анализ процесса обучения бакалавров технологического образования по профильным дисциплинам свидетельствует о возрастании роли информационных технологий в сфере графической культуры. Это проявляется в необходимости изменения традиционных форм организации образовательного процесса, содержания образования, используемых в нем методик, дидактических подходов и технологий. Актуальным становится внедрение в образовательный процесс методик 3D проектирования, посредством которых создаются реалистичные виртуальные модели, более наглядные, доступные для восприятия и соответствующие реальным технологическим процессам на производстве.
В заключение можно отметить, что использование интегративного подхода в подготовке студентов при переходе на образовательные стандарты нового поколения должно существенно повысить качество обучения бакалавров в вузе. При изменении содержания подготовки бакалавров технологического образования в условиях ГОС ВПО третьего поколения мы исходили из того, что она должна отражать требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки выпускника, принципы и условия реализации интегративного подхода к содержанию подготовки студентов, степень владения выпускниками вуза информационными и компьютерными технологиями, а также целостность процесса обучения в современных вузах.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.