logo
sbornik / Часть 1

Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Научный и технический прогресс требуют от членов общества творческой адаптации. Креативность должна стать основным помощником в преодолении каждодневных проблем. Обществу требуется новое поколение людей с новым типом мышления и общения.

Исследованию проблем творчества, креативности, инновационной деятельности посвящены научные труды Д. Б. Богоявленской, Дж. П. Гилфорда, В. М. Дружинина, В. Г. Кременя, В. О. Моляко, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, С. А. Сысоевой, Р. Стернберга, Е. П. Торренса, Ю. Л. Трофимова, Р. Шмидта, В. С. Юркевич и др. Однако дидактические условия развития креативности учащихся в процессе занятий художественной обработкой материалов, в частности бисероплетением, остаются почти неисследованными, несмотря на общепризнанный потенциал художественно-проектной и технологической деятельности в развитии творческого потенциала личности.

Прежде всего, вкратце проанализируем содержание понятия «креативность». В зарубежной и отечественной психологической литературе существует много теорий, подходов и определений креативности. В узком смысле креативность характеризуется как способность к порождению множества различных идей, которая обозначена Дж. Гилфордом как дивергентное мышление [2]. Из этого вытекают такие проявления креативности, как способность рассматривать проблему с разных точек зрения, вводить ее в разные контексты.

Более широкое осмысление креативности позволяет определять ее как способность привносить что-то новое в прежний опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях решения новых проблем (М. Уаллах), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).

В качестве критериев креативности рассматривается комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: скорость (количество идей, возникающих в единицу времени); оригинальность (способность продуцировать «редкостные» идеи); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности); метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей) [4, с. 141].

Таким образом, креативность в целом рассматривается как способность к конструктивному нестандартному мышлению.

В современной психолого-педагогической литературе нет единого мнения и о факторах, которые влияют на уровень развития креативности. Причем различаются факторы не только по количеству, но и по степени значимости того или иного фактора: необычная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость, интуиция, развитая фантазия, изобретательность, способность к предвидению, широта знания, отклонения от шаблона, оригинальность, инициативность, настойчивость, высокая самоорганизация, огромная работоспособность, возрастные особенности, мотивация; творческая среда; интенсивное эмоциональное переживание; оптимизм и т. п.

Существуют определенные условия, при которых могут развиваться креативные качества [3, с. 57]. В частности, это демократический стиль отношений, минимум поведенческих стереотипов, низкая степень регламентации поведения, эмоциональное подкрепление креативного поведения; наглядная, информационная обеспеченность в процессе обучения.

Экспертные и экспериментальные оценки показывают, что креативные способности взрослого человека не очень развиты. Но любой ребенок очень креативен – ведь он все делает впервые. К сожалению, со временем окружающая среда тормозит эту способность и возрождение первичной креативности переходит в разряд актуальных проблем, которые приходится решать взрослым специалистам, чья работа требует нестандартного мышления.

Доказано, что креативность является результатом слаженной работы разных отделов головного мозга, в частности левого и правого полушарий.

Как бисероплетение может способствовать развитию креативности у старшеклассников? Установлено, что функцией левого полушария являются операции с вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, а функция правой – операции с образами, ориентация в пространстве, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц) [1, с. 12]. Изобразительная деятельность, в частности занятия художественной обработкой материалов, помогает синхронизировать работу обоих полушарий, что способствует развитию креативности. В процессе изготовления изделий из бисера задействовано как левое полушарие (счет бисера, чтение схемы плетения), так и правое (оперирование образами, пространственное мышление).

Выбор объектов труда для обучения бисероплетению старшеклассников является чрезвычайно важным этапом планирования учебного процесса. Ведь можно предложить для изготовления изделия, требующие участия только левого полушария (плетение по простой схеме, по образцу). Именно поэтому в качестве объектов проектирования необходимо выбрать такие изделия, которые будут способствовать максимальному напряжению творческого мышления ученика, вызывать интерес. На наш взгляд, это объекты труда, не имеющие четко определенной формы, которые спроектированы по модульному принципу, что позволяет комбинировать элементы без нарушения гармоничности композиции. Ассортимент таких изделий включает бисерные деревья и композиции из цветов, изготовленные на проволочной основе. В процессе экспериментального исследования мы пришли к выводу, что использовать готовые схемы для плетения важно лишь на начальном этапе формирования умений, а в дальнейшем они только тормозят процесс развития креативности. В частности, это подтверждают результаты тестирования учащихся по методике Е. Торренса.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение технологии бисероплетения при создании определенных дидактических условий в значительной степени повышает уровень креативности старшеклассников.