Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Научный и технический прогресс требуют от членов общества творческой адаптации. Креативность должна стать основным помощником в преодолении каждодневных проблем. Обществу требуется новое поколение людей с новым типом мышления и общения.
Исследованию проблем творчества, креативности, инновационной деятельности посвящены научные труды Д. Б. Богоявленской, Дж. П. Гилфорда, В. М. Дружинина, В. Г. Кременя, В. О. Моляко, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, С. А. Сысоевой, Р. Стернберга, Е. П. Торренса, Ю. Л. Трофимова, Р. Шмидта, В. С. Юркевич и др. Однако дидактические условия развития креативности учащихся в процессе занятий художественной обработкой материалов, в частности бисероплетением, остаются почти неисследованными, несмотря на общепризнанный потенциал художественно-проектной и технологической деятельности в развитии творческого потенциала личности.
Прежде всего, вкратце проанализируем содержание понятия «креативность». В зарубежной и отечественной психологической литературе существует много теорий, подходов и определений креативности. В узком смысле креативность характеризуется как способность к порождению множества различных идей, которая обозначена Дж. Гилфордом как дивергентное мышление [2]. Из этого вытекают такие проявления креативности, как способность рассматривать проблему с разных точек зрения, вводить ее в разные контексты.
Более широкое осмысление креативности позволяет определять ее как способность привносить что-то новое в прежний опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях решения новых проблем (М. Уаллах), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).
В качестве критериев креативности рассматривается комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: скорость (количество идей, возникающих в единицу времени); оригинальность (способность продуцировать «редкостные» идеи); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности); метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей) [4, с. 141].
Таким образом, креативность в целом рассматривается как способность к конструктивному нестандартному мышлению.
В современной психолого-педагогической литературе нет единого мнения и о факторах, которые влияют на уровень развития креативности. Причем различаются факторы не только по количеству, но и по степени значимости того или иного фактора: необычная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость, интуиция, развитая фантазия, изобретательность, способность к предвидению, широта знания, отклонения от шаблона, оригинальность, инициативность, настойчивость, высокая самоорганизация, огромная работоспособность, возрастные особенности, мотивация; творческая среда; интенсивное эмоциональное переживание; оптимизм и т. п.
Существуют определенные условия, при которых могут развиваться креативные качества [3, с. 57]. В частности, это демократический стиль отношений, минимум поведенческих стереотипов, низкая степень регламентации поведения, эмоциональное подкрепление креативного поведения; наглядная, информационная обеспеченность в процессе обучения.
Экспертные и экспериментальные оценки показывают, что креативные способности взрослого человека не очень развиты. Но любой ребенок очень креативен – ведь он все делает впервые. К сожалению, со временем окружающая среда тормозит эту способность и возрождение первичной креативности переходит в разряд актуальных проблем, которые приходится решать взрослым специалистам, чья работа требует нестандартного мышления.
Доказано, что креативность является результатом слаженной работы разных отделов головного мозга, в частности левого и правого полушарий.
Как бисероплетение может способствовать развитию креативности у старшеклассников? Установлено, что функцией левого полушария являются операции с вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, а функция правой – операции с образами, ориентация в пространстве, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц) [1, с. 12]. Изобразительная деятельность, в частности занятия художественной обработкой материалов, помогает синхронизировать работу обоих полушарий, что способствует развитию креативности. В процессе изготовления изделий из бисера задействовано как левое полушарие (счет бисера, чтение схемы плетения), так и правое (оперирование образами, пространственное мышление).
Выбор объектов труда для обучения бисероплетению старшеклассников является чрезвычайно важным этапом планирования учебного процесса. Ведь можно предложить для изготовления изделия, требующие участия только левого полушария (плетение по простой схеме, по образцу). Именно поэтому в качестве объектов проектирования необходимо выбрать такие изделия, которые будут способствовать максимальному напряжению творческого мышления ученика, вызывать интерес. На наш взгляд, это объекты труда, не имеющие четко определенной формы, которые спроектированы по модульному принципу, что позволяет комбинировать элементы без нарушения гармоничности композиции. Ассортимент таких изделий включает бисерные деревья и композиции из цветов, изготовленные на проволочной основе. В процессе экспериментального исследования мы пришли к выводу, что использовать готовые схемы для плетения важно лишь на начальном этапе формирования умений, а в дальнейшем они только тормозят процесс развития креативности. В частности, это подтверждают результаты тестирования учащихся по методике Е. Торренса.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение технологии бисероплетения при создании определенных дидактических условий в значительной степени повышает уровень креативности старшеклассников.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.