Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
УО БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь
В наше время актуальной задачей школы является проблема эстетического воспитания, которая приобретает особую актуальность у подростков. Общепризнанно, что подростковый возраст является сенситивным для развития эстетических чувств, предпочтений, вкусов. Подростков привлекают литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, где для них характерно сопереживание, подстановка себя на место героя. В этом возрасте формируется эстетический идеал, объектом подражания которого может служить герой – решительный человек, преодолевающий обстоятельства и идущий к цели.
Большая роль в эстетическом воспитании подростков в школе принадлежит классному руководителю. Владея полной информацией об ученике, его способностях, умениях, возможностях, классный руководитель стоит ближе к нему, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. В его задачи входит обогащение имеющегося эстетического опыта, развитие интересов к различным областям человеческой деятельности. Если такая работа не ведётся, если возрастающая активность подростка педагогически не направляется и не организуется, то к концу подросткового возраста мы можем столкнуться с «пустыней отрочества» (Л. Толстой) либо с гипертрофией одного интереса (запойное чтение, страсть к футболу и прочее) [2, с. 117]. Именно классный руководитель, опираясь на комплексный подход в применении средств искусства в образовательном процессе, направляет активность учащихся на различные сферы эстетической деятельности, где они могут проявить свои способности.
Основная задача в работе классного руководителя с подростками – формирование эстетического идеала. При проведении в школе анкетирования с учащимися 6–8-х классов на тему «Эстетическое воспитание подростков» оказалось, что большинство подростков (72%) затруднились с трактовкой сущности понятия «эстетический идеал». Каждый второй опрошенный затруднился с определением собственного эстетического идеала. Современный подросток значительную часть эстетических представлений получает через СМИ (телевидение, кино, интернет). Школа, в частности, классный руководитель могут регулировать влияние на ребенка потока информации, получаемого с экрана, дисплея. Любимый герой подростка – человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий препятствия и выходящий из них победителем [1, с. 49]. Зачастую они хотят быть похожими на киногероя, но, не обладая сформированной культурой, впитывают как губка не только положительные, но и отрицательные поступки персонажей. Классный руководитель может решить эту задачу, если сформирует у подростков критическое отношение к экранной информации, что создаст условия для формирования ценностных ориентаций в эстетической сфере.
В школьной практике хорошо зарекомендовали себя классные часы «Мир увлечений», «Мой досуг», на которых каждый ученик может рассказать о себе, своих увлечениях, досуге, сделать небольшую самопрезентацию. При подготовке такого классного часа оформляются различные выставки, демонстрирующие эстетические умения учащихся. Хороший воспитательный эффект дают внеклассные мероприятия, направленные на формирование эстетических качеств: День Знаний, День славянской письменности и культуры, экскурсионные поездки по историческим местам родного края, посещение выставок. При подготовке к мероприятиям дети помещаются в культурную среду, которая формирует в них эстетические ценности.
Современное общество диктует новые требования к школе, воспитанию школьников. Подросткам не интересны традиционные формы воспитания, которые предлагает классный руководитель: беседы, лекции, традиционные мероприятия и т.д. В целях активизации учащихся, развития их интересов возникает необходимость использования новых ярких форм эстетического воспитания. Для того, чтобы ученики стали активными участниками процесса эстетического воспитания, необходимо предложить им инновационные формы культурно-эстетической деятельности.
Современные подростки – это поколение, выросшее в эпоху компьютерных технологий и интернета. В интернет они заходят с целью поиска необходимой информации, ответов на интересующие вопросы, новых знакомств, игр, общения с друзьями. Учитывая тягу учащихся к компьютерным технологиям, нами были разработаны и апробированы такие формы работы, как создание сайтов по темам «Красота», «Грация», «Обаяние», в которых контент (информация, расположенная на страницах сайта как текстовая, так и графическая, мультимедийная и т.д.) представлен в визуальных концепциях. Создание блога "Понятие об эстетике" позволяет подростку делать нечто большее, чем просто сидеть и читать. Подростки могут проявить себя через онлайн опросы, онлайн голосование, что позволяет подключаться к общению со сверстниками, обсуждать полезную информацию, доски объявлений: анонсы дня, темы мероприятий, батлы, и т.д. Классный руководитель должен помочь подобрать текст, используя тот язык, который понимает подросток. Благодаря этим интерактивным возможностям, подросток может показать себя с разных сторон и оставить свой след в интернете.
Подросткам свойственна активность в выражении себя как личности. Основываясь на данном свойстве подростков, мы были разработали и апробированы такие формы работы, как проведение батлов «Креативная мастерская». Батл – это соревнование, в котором участники соревнуются, кто из них лучше двигается, рисует и т.д. Каждый класс работает в рамках определённой темы: «Рыцарский турнир вежливости», «Видеобитва» и др. Учащиеся должны показать мини-мюзикл на основе театрализованного представления, где они могут попробовать себя в разных видах искусства. Классный руководитель даёт задания в соответствии с возможностями ребёнка, учитывая его потребности, интересы, способности.
Широко распространено мнение о том, что коллективные формы общения влияют на развитие личности, его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Исходя из этого, большие возможности открывает клубная форма работы. Анализ школьного опыта показывает, что некоторые классные руководители в эстетическом воспитании учащихся охотно обращаются к данной форме. Так, клуб «Этикет» развивает знания учащихся об этикетной культуре, правилах поведения в обществе. Клуб «Мир моды» пропагандирует знания об истории моды и ее современных направлениях, опрятный внешний вид и деловой стиль одежды. Учащимся предлагается просмотр кинофильмов, проведение дефиле школьной формы, встреча с художником-модельером, презентация «История школьной формы» и др.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: работа классного руководителя по эстетическому воспитанию учащихся требует системы и постоянного творческого поиска. К сожалению, привычные традиционные формы воспитания не всегда представляют интерес для современных подростков. Нынешнее поколение школьников воспитано на компьютерной культуре, информационных технологиях. Экранная информация воспринимается ими намного лучше, чем книжная. Поэтому при формировании творчески активной, эстетически развитой личности в современных условиях классному руководителю необходимо сочетать традиционные и инновационные формы, активно использовать возможности информационных технологий.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.