logo
sbornik / Часть 1

Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.

УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Активизация познавательной деятельности, развитие самостоятельности и творчества студентов была и остается одной из актуальных задач педагогики. Решение многих учебных, технических, тем более геометрических, задач связано со способностью обучающихся свободно оперировать пространственными формами и образами. Твердое усвоение научно достоверных знаний геометрических форм и методов их изображения на чертеже предполагает наличие развитых пространственных представлений, активного пространственно-образного мышления.

Пространственные представления, активное пространственно-образное мышление всегда были важной проблемой в профессиональной подготовке специалистов. Отсутствие черчения в средней школе (2002–2007 гг.) и дальнейшее восстановление в сокращенном вдвое количестве учебных часов, а также уменьшение учебной нагрузки по начертательной геометрии, технической графике, черчению, серьезно усложняли графическую подготовку специалистов художественных и технических специальностей в вузе. Непрерывно возрастающие требования к профессиональной подготовке специалистов обострили графическую подготовку специалистов.

Научно-теоретической основой проведения исследования процесса формирования пространственных представлений как основы графической подготовки студентов являются исследования ученых-методистов А.Д. Ботвинникова, Е.А. Василенко, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, Ю.Ф Катхановой, Е.Т. Жуковой, С.В. Розова, Т.И. Рыбаковой, А.Л. Терещенко и др.

Основу развития пространственных представлений составляют:

– теория – это систематическое изложение преподавателем курса с привлечением учебной литературы, электронных ресурсов, в том числе и сети интернет;

– наглядность – использование, наряду с традиционными учебно-наглядными пособиями (таблицами, моделями геометрических тел, техническими деталями, иллюстративным материалом), средств визуализации на основе компьютерных технологий);

– практика – выполнение практических заданий, предусмотренных программой учебной дисциплины. При этом необходимо отметить, что в развитии пространственных представлений и в графической подготовке в целом практический компонент является основным и включает работу над заданиями как в аудиторные часы, так и в значительной степени самостоятельно.

Каждый из выделенных компонентов имеет свои особенности.

При изложении теоретического учебного материала акцент делается на ключевых моментах содержания, отражающих его внутреннюю логику. Такое построение, во-первых, показывает студенту основную суть изучаемой дисциплины, позволяет «видеть ее в целом», а, во-вторых, ясность в понимании сути предмета создает условия для самостоятельного поиска ответов на некоторые вопросы.

Традиционные учебно-наглядные пособия естественно весьма важны как при теоретическом изложении (в лекционном курсе) учебного материала, так и в практической работе. Наглядность в графической подготовке, в целом, а в развитии пространственных представлений, в частности, имеет особое значение. Геометрические тела, различные технические детали – это трехмерные пространственные модели. Их восприятие уже изначально предполагает наличие элементарных пространственных представлений, которых иногда недостаточно для адекватного их изображения на двумерной плоскости (вычертить, нарисовать). Привлечение современных компьютерных технологий выводит процесс формирования пространственных представлений на новый уровень, поскольку использование соответствующих программ трехмерного моделирования позволяет «увидеть» модель, «повращать» ее в любой из трех осей пространства, «осмотрев» ее со всех сторон.

Выполнение практических заданий по причине сокращения учебного времени также приобретает свои особенности: сокращение их количества, изменение (оптимизация) их содержания, увеличение обьема самостоятельно выполняемых заданий.

Изучение базовых литературных источников исследователей данной проблемы, анализ подходов к разработке практических заданий и результатов их практического выполнения студентами 1–4 курсов на аудиторных занятиях и самостоятельно позволяет сделать определенные выводы:

– оптимизация содержания теоретического курса посредством выделения важнейших, ключевых компонентов в основном эффективно влияет на процесс формирования пространственных представлений;

– применение наглядных пособий и современных технических средств обучения на основе компьютерных технологий приводит к повышению эффективности процесса формирования пространственных представлений (10–15% по отдельным группам и курсам);

– педагогическое мастерство самого преподавателя, связанное с его свободным владением компьютерной техникой, знание современных образовательных технологий в значительной степени улучшают качество научно-теоретической и практической подготовки студентов по учебной дисциплине;

– четко выстроенная структура содержания графических дисциплин активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, направленную на развитие пространственных представлений и пространственно-образного мышления будущих специалистов.

Таким образом, сдерживающим моментом в осуществлении эффективной учебно-познавательной деятельности являются: недостаточно развитые пространственные представления и базовая графическая подготовка основной массы абитуриентов; слабое владение определенной части студентов компьютерной техникой на уровне базовых знаний, что приводит к сдерживанию темпов работы на занятиях и снижает эффективность занятий в целом.