logo
sbornik / Часть 1

Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.

ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия

Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения. Сегодня, благодаря повсеместной информатизации, в школах появилась возможность использования различных ИКТ на уроке. Если в школе есть компьютер, проектор, экран, возможно, интерактивная доска, то учитель обладает огромным количеством новых средств обучения, которые можно использовать на уроке.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

В этой связи использование мультимедийных ресурсов является дополнением к основной системе обучения учащихся. Обучение в школе должно обеспечить формирование у школьников новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения. 

Мультимедиа в учебном процессе может быть представлено компьютерными программами (системами), электронными учебниками, компьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, компьютерными учебными играми, а также образовательными веб-страницами в сети Интернет.

На основе вышесказанного, наше внимание было акцентировано на проблеме разработки и апробации мультимедийных средств обучения на уроках технологии.

В рамках изучения образовательной области «Технология» учащиеся осваивают различные виды деятельности. К одной из таковых следует отнести конструирование и моделирование швейных изделий. Рассмотрим более подробно раздел «Технология изготовления швейных изделий», 6 класс.

Так, на уроке «Силуэт и стиль в одежде» в процессе изучения нового учебного материала можно использовать различные иллюстрации, рисунки, видеофильмы, но особое внимание, с нашей точки зрения, стоит уделить виртуальным экскурсиям с помощью интернет – платформы Google Art Project. При этом на экране может появляться одна или несколько картин из различных музеев мира. На основе изображенной одежды у учителя появляется возможность более подробно описать стили разных времен, что способствует активизации познавательной деятельности школьников. Приложение удобное также и для самостоятельного просмотра экскурсии учениками дома.

Например, презентация к уроку «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» содержит не только необходимые схемы и таблицы для практической работы, но и видеофрагменты «Как правильно снимать мерки», «Смартманекен», что в свою очередь позволит ученицам запомнить правила снятия мерок, а также познакомиться с современными новыми технологиями в швейной промышленности.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса. Тесты могут представлять собой, например, интерактивные карточки – задания LearningApps. При работе на компьютере можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

При проведении уроков «Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» и «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» для учителя технологии в сети Интернет имеется разнообразный арсенал компьютерных программ, позволяющих использовать их для построения выкроек одежды. Уместно использование несложных в использовании программ PatternsCAD и RedCafe, которые позволяют работать с чертежом на уровне линий, точек, объектов, открывая широкие возможности моделирования, редактирования выкроек. Их можно рекомендовать школьницам в качестве самостоятельной работы, разработки вариантов изделий творческих проектов и т.п.

Для исследования эффективности применения мультимедийных средств обучения на уроках технологии нами был проведен педагогический эксперимент на базе 6-х классов МБОУ «СОШ №85» г. Ульяновска (см. диаграмму).

По результатам сравнительной диагностики заметна положительная динамика степени обученности учащихся (СОУ) как экспериментального 6 «Б» с 72% до 89%, так и контрольного 6 «Г» с 80% до 90% (рисунок)

Рисунок. – Диаграммы динамики степени обученности учащихся (СОУ)

Таким образом, использование мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейных изделий» положительно влияет на качество обучения, повышает активную мыслительную деятельность у школьников, позволяет заинтересовать их предметом, способствует формированию прочных знаний, умений и навыков. Они также побуждают педагогов в процессе обучения к творческому поиску методов и приемов обучения, а учащимся дают возможность проявлять свои способности и совершенствовать их.