logo
sbornik / Часть 1

Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Анализ модных тенденций показал, что вязание спицами во многих странах мира нашло широкое распространение. Вязаные вещи всё больше входят в нашу жизнь, причем не только в виде привычных свитеров для тепла, а и как интереснейшие модели из самых разнообразных типов пряжи, именно таких, которых не будет ни у кого, кроме вас. Именно вязание делает ваш гардероб по-настоящему оригинальным.

Проведенный нами анализ научно-популярных литературных источников позволил установить, что в нынешнем сезоне модными являются свитера и кардиганы из грубой пряжи, объемные, практически XL-размера, накидки и пончо в сочетании с модными брошками и булавками. Одно обязательное условие: вязаная вещь должна быть ручной вязки, ведь только так она превратится в эксклюзив.

Вязание – процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения друг с другом с помощью несложного ручного инструмента – спиц.

В наши дни вязание спицами как вид рукоделия продолжает развиваться: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары; с недавних пор даже обувь. Вязаная одежда была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля.

С одной стороны, вязание смело можно отнести к самым старинным видам рукоделия. Оно перестало быть чисто практическим ремеслом: чулки, шапки, кофты, а переросло в настоящее искусство. В наши дни это один из любимых видов рукоделия. Самые дорогие вещи – те, что связаны вручную.

С другой стороны, вязание спицами – это "спицетерапия", для тех, кто любит мастерить, фантазировать, реализовывать свои идеи. Вязание спицами по своей красоте и самобытности ничуть не уступает машинному трикотажу.

Учитывая такое влияние вязания на современный мир одежды и то, что это одно из традиционных в Украине ремесел, в программу трудового обучения школьников 5–9 классов включенного его изучение.

Анализ действующей в Украине программы трудового обучения для учеников 5–9 классов показал, что с основами вязания ученики знакомятся в 9-м классе в обязательном для изучения блоке № 2 «Технология изготовления изделий, вязаных спицами». Данный блок состоит из четырех разделов. В первом разделе «Основы материаловедения» школьники продолжают знакомство с текстильными материалами и изучают разновидности и свойства материалов синтетического происхождения.

Второй раздел «Технология изготовления изделий, вязанных спицами» включает четыре темы. В процессе изучения первой темы «Вязание спицами, как вид декоративно-прикладного искусства» учащиеся знакомятся с историей вязания спицами; видами изделий, вязаных спицами; материалами, инструментами и приспособлениями для вязания спицами; видами спиц, их классификацией; правилами подбора спиц относительно пряжи; возможностями использования пряжи из старых вещей; способами подготовки пряжи для вязания. Программой предусмотрено, что после изучения этой темы ученики должны уметь различать и подбирать инструменты, материалы, приспособления для вязания спицами; готовить пряжу к использованию.

Вторая тема «Элементы вязания спицами. Узоры для вязания» посвящена изучению основных видов петель; способов их набора; правил набора петель начального ряда; вязания основных петель; условных обозначений на схемах; основных этапов вязания полотна прямоугольной формы; способов образования узоров из лицевых и изнаночных петель и др. После изучения этой темы ученики должны уметь читать условные обозначения петель на схемах, схемы узоров для вязания спицами; набирать петли начального ряда; выполнять лицевые и изнаночные петли и узоры из них.

В третьей теме «Изготовление вязаного изделия» ученики учатся выбирать изделия для изготовления; подбирать узоры к ним, пряжу и спицы; определять плотность вязания по горизонтали и вертикали: рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделия; вязать по схеме (с использованием выкройки); использовать орнаменты в изделиях, вязаных спицами; определять его раппорт; выполнять соединения деталей изделия разными способами.

Четвертая тема «Отделка изделия. Уход за изделием» посвящена изучению современных направлений отделки вязаных изделий; разновидностей отделки вязаных изделий; правил подбора отделки для изготовления изделия; выполнения отделки; особенностей влажно-тепловой обработки (ВТО) и ухода (стирка, сушка) вязаных изделий.

В процессе изучения этого блока учащиеся должны познакомиться с профессией вязальщицы.

Примерными объектами труда могут быть следующие изделия: прихватка; салфетка; сувенир; детская игрушка; сумочка для мобильного телефона; носки; рукавицы; сумка; кошелек; шарф; головной убор; одежда для куклы.