Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
НГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
Чертежи в современном обществе используются практически во всех областях деятельности человека. Особенно они незаменимы в процессе технологического образования (в школах, гимназиях, лицеях) и в профессиональной деятельности. Поэтому умение читать и выполнять чертежи является одной из основных характеристик, которой должен обладать компетентный выпускник современного вуза.
Научиться читать чертеж, обладать необходимыми для этого компетенциями – довольно сложная задача, посильная только для тех, у кого развито или имеются способности к пространственному представлению, воображению, мышлению. Начертательная геометрия, как никакой другой учебный предмет, раскрывая общие закономерности построения чертежей, одновременно является самым эффективным средством формирования и развития пространственного мышления обучающихся.
Большинству студентов начертательная геометрия дается весьма трудно, в результате чего успеваемость по этой дисциплине сравнительно невысокая. Основная объективная причина такой трудности состоит в противоречии между зрительными образами, которые обычно возникают в сознании человека в результате видения реального объекта в натуре, с одной стороны, и зрительными образами, возникающими в сознании человека в результате восприятия чертежа того же объекта, с другой стороны.
При рассмотрении реального объекта в сознании зрителя возникает единый, цельный образ, по которому человек судит о форме и размерах этого объекта. Чертеж объекта является набором разрозненных абстрактных изображений в виде точек и линий. Кроме этого, в пространстве объект, как правило, трехмерный, а чертеж объекта выполняется на формате и является двухмерным. В связи с этим требуется время, систематические упражнения и напряжение мысли, чтобы обучающийся смог отойти от реального зрительного видения предметов окружающего нас пространства, мысленно увидеть, представить эти предметы абстрактно, но в полном соответствии с реальными геометрическими характеристиками.
Практика и опыт преподавания начертательной геометрии в вузе показали, что существенно влияющим на успешность изучения графики, является оптимальность распределения тем и разделов в последовательности, соответствующей реальной степени трудности усвоения их студентами. К сожалению, в связи с оптимизацией учебного процесса, произошло уплотнение по времени, и все темы начертательной геометрии и инженерной графики изучаются в одном, как правило, первом семестре.
В начале обучения многие студенты не готовы к увеличенному объему самостоятельной работы, встречаясь при этом с большим количеством новых определений и терминов. Без прочного усвоения этих понятий и терминов невозможно осознанное понимание последующего лекционного материала. Именно в этот период у студентов формируется понимание методов проецирования, закладываются основы пространственного восприятия. Не закрепив данные основы графики из-за дефицита времени, преподаватель вынужден приступать к изложению последующего более сложного материала.
Пытаясь уместить в соответствии с программой как можно больше информации в отведенные часы, преподавателю не остается времени для определения уровня освоения студентами теоретического материала. Предполагается, что студенты смогут самостоятельно разобраться в теории по конспекту. Фактически в конспектах все записи сделаны механически, часто без понимания логики, содержат ошибки и неточности. Исходя из этого, самостоятельно изучить материал по своим записям большинство студентов практически не в состоянии. В результате у них пропадает интерес к предмету, формируется ложное мнение о чрезмерной трудности и недоступности начертательной геометрии.
Такая ситуация накопления, нарастания непроработанного и неусвоенного студентами материала по начертательной геометрии при традиционной методике приводит к тому, что изучение разделов инженерной графики происходит без должной теоретической базы и на низком уровне.
Становится очевидным, что на начальном этапе студентам необходимо предлагать для выполнения в часы самостоятельной работы большее количество элементарных упражнений для поэтапного усвоения нового теоретического материала. Очень важно, чтобы между студентом и преподавателем существовала обратная связь, при которой оба субъекта коммуникации получают информацию о темпе и качестве выполнения заданий.
При этом преподаватель должен строить свои занятия таким образом, чтобы была возможность увеличивать количество часов на те разделы, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся, а более легкие для восприятия задания переносить на самостоятельную работу студентов.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.