logo
sbornik / Часть 1

Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.

НГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Чертежи в современном обществе используются практически во всех областях деятельности человека. Особенно они незаменимы в процессе технологического образования (в школах, гимназиях, лицеях) и в профессиональной деятельности. Поэтому умение читать и выполнять чертежи является одной из основных характеристик, которой должен обладать компетентный выпускник современного вуза.

Научиться читать чертеж, обладать необходимыми для этого компетенциями – довольно сложная задача, посильная только для тех, у кого развито или имеются способности к пространственному представлению, воображению, мышлению. Начертательная геометрия, как никакой другой учебный предмет, раскрывая общие закономерности построения чертежей, одновременно является самым эффективным средством формирования и развития пространственного мышления обучающихся.

Большинству студентов начертательная геометрия дается весьма трудно, в результате чего успеваемость по этой дисциплине сравнительно невысокая. Основная объективная причина такой трудности состоит в противоречии между зрительными образами, которые обычно возникают в сознании человека в результате видения реального объекта в натуре, с одной стороны, и зрительными образами, возникающими в сознании человека в результате восприятия чертежа того же объекта, с другой стороны.

При рассмотрении реального объекта в сознании зрителя возникает единый, цельный образ, по которому человек судит о форме и размерах этого объекта. Чертеж объекта является набором разрозненных абстрактных изображений в виде точек и линий. Кроме этого, в пространстве объект, как правило, трехмерный, а чертеж объекта выполняется на формате и является двухмерным. В связи с этим требуется время, систематические упражнения и напряжение мысли, чтобы обучающийся смог отойти от реального зрительного видения предметов окружающего нас пространства, мысленно увидеть, представить эти предметы абстрактно, но в полном соответствии с реальными геометрическими характеристиками.

Практика и опыт преподавания начертательной геометрии в вузе показали, что существенно влияющим на успешность изучения графики, является оптимальность распределения тем и разделов в последовательности, соответствующей реальной степени трудности усвоения их студентами. К сожалению, в связи с оптимизацией учебного процесса, произошло уплотнение по времени, и все темы начертательной геометрии и инженерной графики изучаются в одном, как правило, первом семестре.

В начале обучения многие студенты не готовы к увеличенному объему самостоятельной работы, встречаясь при этом с большим количеством новых определений и терминов. Без прочного усвоения этих понятий и терминов невозможно осознанное понимание последующего лекционного материала. Именно в этот период у студентов формируется понимание методов проецирования, закладываются основы пространственного восприятия. Не закрепив данные основы графики из-за дефицита времени, преподаватель вынужден приступать к изложению последующего более сложного материала.

Пытаясь уместить в соответствии с программой как можно больше информации в отведенные часы, преподавателю не остается времени для определения уровня освоения студентами теоретического материала. Предполагается, что студенты смогут самостоятельно разобраться в теории по конспекту. Фактически в конспектах все записи сделаны механически, часто без понимания логики, содержат ошибки и неточности. Исходя из этого, самостоятельно изучить материал по своим записям большинство студентов практически не в состоянии. В результате у них пропадает интерес к предмету, формируется ложное мнение о чрезмерной трудности и недоступности начертательной геометрии.

Такая ситуация накопления, нарастания непроработанного и неусвоенного студентами материала по начертательной геометрии при традиционной методике приводит к тому, что изучение разделов инженерной графики происходит без должной теоретической базы и на низком уровне.

Становится очевидным, что на начальном этапе студентам необходимо предлагать для выполнения в часы самостоятельной работы большее количество элементарных упражнений для поэтапного усвоения нового теоретического материала. Очень важно, чтобы между студентом и преподавателем существовала обратная связь, при которой оба субъекта коммуникации получают информацию о темпе и качестве выполнения заданий.

При этом преподаватель должен строить свои занятия таким образом, чтобы была возможность увеличивать количество часов на те разделы, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся, а более легкие для восприятия задания переносить на самостоятельную работу студентов.