Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
ИСРО РАО, г. Москва, Россия
Вызовы времени требуют принципиально новых подходов к технологическому и дополнительному образованию молодежи, в частности, на ступени основного образования. В этом возрасте становится возможным введение обучающихся в теорию и практику исследовательской и проектной деятельности на более высоком уровне, соответствующем интеллектуальным возможностям современных подростков, состоянию научно-технического прогресса и цивилизационного развития социума, обеспечивающем достижение оптимальных образовательных результатов. С учетом малого количества времени на освоение учебной программы курса «Технология» целесообразно использовать ресурсы других образовательных институтов, в частности, учреждений системы дополнительного образования.
Возникает проблема установления взаимосвязи и преемственности содержания технологического образования школьников в части учебно-исследовательской и проектной деятельности и содержания созидательной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования.
Мы руководствовались гипотетическим предположением о том, что эффективность освоения курса «Технология» учащимися 5–6 классов повышается, если обеспечивается взаимосвязь и преемственность содержания учебно-исследовательской и проектной деятельности в основном и дополнительном образовании и на этой основе формируются актуальные личностные и метапредметные результаты.
Поскольку была поставлена задача выявить взаимосвязь и преемственность этих двух видов образовательной деятельности при осуществлении обучающимися учебно-исследовательской и проектной деятельности в процессе освоения учебной программы курса «Технология», рассматривались требования Федерального государственного образовательного стандарта относительно этого учебного предмета.
Опора на содержание основного общего образования является главной чертой развития дополнительного образования.
«Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
«Дополнительное образование детей – мотивированное образование за рамками основного образования, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка».
В основной школе при изучении курса «Технологии» обращено особое внимание на большую образовательную значимость учебно-исследовательской и проектной деятельности и обозначены три вида достигаемых результатов – личностных, предметных и метапредметных. Содержание учебно-исследовательской и проектной деятельности в процессе освоении учебной программы курса «Технология» становится системообразующим фактором достижения и совершенствования метапредметных и личностных результатов образования в едином образовательном пространстве технологического и дополнительного образования.
Взаимосвязь основного и дополнительного образования – это достижение школьниками равнозначных личностных и метапредметных результатов учебной деятельности.
В дополнительном образовании эти результаты получают свое дальнейшее развитие, что позволяет рассматривать преемственность основного и дополнительного образования как дальнейшее преобразование образовательных результатов, достигнутых обучающимися в основной школе при формальной учебной деятельности, в более качественные в процессе мотивированной деятельности школьников в дополнительном образовании (неформальная мотивированная деятельность).
Взаимосвязь – это педагогическая категория, а взаимодействие – это управленческая категория, которая обеспечивает организационные аспекты становления и развития единого образовательного пространства технологического и дополнительного образования.
Дополнительное образование может оказывать эффективную помощь школам в достижении высокого качества общего образования при условии согласования научно-методического обеспечения учебного процесса в этих двух видах образовательных учреждений.
Руководители и педагоги дополнительного образования могут освоить программный материал основной общеобразовательной школы по «Технологии» и согласовать собственные образовательные программы с их содержанием. В то же время руководство и учителей школ следует проинформировать о ресурсных возможностях учреждений дополнительного образования. Целесообразно учреждения дополнительного образования сориентировать на планируемые результаты освоения основной образовательной программы по «Технологии».
Наличие единого научно-методического обеспечения школьного и дополнительного образования будет способствовать установлению преемственности с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы. Таким образом будет выстраиваться принципиально новая эффективная образовательная система, направленная на достижение в полном объеме современных воспитательных и развивающих результатов. Школьным учителям можно формировать структуру учебного процесса с учетом материально-технического и социально-культурного потенциала учреждений дополнительного образования.
Целостность совместного образовательного процесса будет проявляться в способности обучающихся использовать предметные результаты по курсу «Технология» в системе дополнительного образования. На этой основе можно выстраивать обобщенные измерители качества образования в каждом виде образовательных учреждений.
Актуальным становится создание единого программно-методического пространства для формирования качественно новых современных образовательных результатов. В системе дополнительного образования имеет место мотивированная образовательная деятельность молодежи, выбираемая субъектом образовательного процесса в соответствии с личностными предпочтениями, тогда как в общем образовании все обучающиеся в обязательном порядке осваивают установленный программный материал.
Формирование единого научно-методического обеспечения приобретает особую значимость в связи с тем, что педагоги дополнительного образования в большинстве не имеют специального педагогического образования и не могут разрабатывать образовательные программы, обеспечивающие достижения современных образовательных результатов. При этом недостаточно учитываются ресурсные временные возможности образовательных программ системы дополнительного образования, когда деятельность воспитанников не так жестко регламентирована. Что можно рассматривать в качестве преимущества этого вида образовательной деятельности? Не всегда принимаются во внимание возрастные особенности детей, недостаточно используются принципы дифференциации образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями детей, их интересами и направленностью. Нередко программы чересчур перегружены научными сведениями, некоторые недоступны детям в условиях дополнительного образования.
Чтобы решить поставленные задачи, нужна переподготовка преподавателей с учетом новейших достижений педагогической науки.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.