logo
sbornik / Часть 1

Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.

ИСРО РАО, г. Москва, Россия

Вызовы времени требуют принципиально новых подходов к технологическому и дополнительному образованию молодежи, в частности, на ступени основного образования. В этом возрасте становится возможным введение обучающихся в теорию и практику исследовательской и проектной деятельности на более высоком уровне, соответствующем интеллектуальным возможностям современных подростков, состоянию научно-технического прогресса и цивилизационного развития социума, обеспечивающем достижение оптимальных образовательных результатов. С учетом малого количества времени на освоение учебной программы курса «Технология» целесообразно использовать ресурсы других образовательных институтов, в частности, учреждений системы дополнительного образования.

Возникает проблема установления взаимосвязи и преемственности содержания технологического образования школьников в части учебно-исследовательской и проектной деятельности и содержания созидательной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования.

Мы руководствовались гипотетическим предположением о том, что эффективность освоения курса «Технология» учащимися 5–6 классов повышается, если обеспечивается взаимосвязь и преемственность содержания учебно-исследовательской и проектной деятельности в основном и дополнительном образовании и на этой основе формируются актуальные личностные и метапредметные результаты.

Поскольку была поставлена задача выявить взаимосвязь и преемственность этих двух видов образовательной деятельности при осуществлении обучающимися учебно-исследовательской и проектной деятельности в процессе освоения учебной программы курса «Технология», рассматривались требования Федерального государственного образовательного стандарта относительно этого учебного предмета.

Опора на содержание основного общего образования является главной чертой развития дополнительного образования.

«Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

«Дополнительное образование детей – мотивированное образование за рамками основного образования, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка».

В основной школе при изучении курса «Технологии» обращено особое внимание на большую образовательную значимость учебно-исследовательской и проектной деятельности и обозначены три вида достигаемых результатов – личностных, предметных и метапредметных. Содержание учебно-исследовательской и проектной деятельности в процессе освоении учебной программы курса «Технология» становится системообразующим фактором достижения и совершенствования метапредметных и личностных результатов образования в едином образовательном пространстве технологического и дополнительного образования.

Взаимосвязь основного и дополнительного образования – это достижение школьниками равнозначных личностных и метапредметных результатов учебной деятельности.

В дополнительном образовании эти результаты получают свое дальнейшее развитие, что позволяет рассматривать преемственность основного и дополнительного образования как дальнейшее преобразование образовательных результатов, достигнутых обучающимися в основной школе при формальной учебной деятельности, в более качественные в процессе мотивированной деятельности школьников в дополнительном образовании (неформальная мотивированная деятельность).

Взаимосвязь – это педагогическая категория, а взаимодействие – это управленческая категория, которая обеспечивает организационные аспекты становления и развития единого образовательного пространства технологического и дополнительного образования.

Дополнительное образование может оказывать эффективную помощь школам в достижении высокого качества общего образования при условии согласования научно-методического обеспечения учебного процесса в этих двух видах образовательных учреждений.

Руководители и педагоги дополнительного образования могут освоить программный материал основной общеобразовательной школы по «Технологии» и согласовать собственные образовательные программы с их содержанием. В то же время руководство и учителей школ следует проинформировать о ресурсных возможностях учреждений дополнительного образования. Целесообразно учреждения дополнительного образования сориентировать на планируемые результаты освоения основной образовательной программы по «Технологии».

Наличие единого научно-методического обеспечения школьного и дополнительного образования будет способствовать установлению преемственности с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы. Таким образом будет выстраиваться принципиально новая эффективная образовательная система, направленная на достижение в полном объеме современных воспитательных и развивающих результатов. Школьным учителям можно формировать структуру учебного процесса с учетом материально-технического и социально-культурного потенциала учреждений дополнительного образования.

Целостность совместного образовательного процесса будет проявляться в способности обучающихся использовать предметные результаты по курсу «Технология» в системе дополнительного образования. На этой основе можно выстраивать обобщенные измерители качества образования в каждом виде образовательных учреждений.

Актуальным становится создание единого программно-методического пространства для формирования качественно новых современных образовательных результатов. В системе дополнительного образования имеет место мотивированная образовательная деятельность молодежи, выбираемая субъектом образовательного процесса в соответствии с личностными предпочтениями, тогда как в общем образовании все обучающиеся в обязательном порядке осваивают установленный программный материал.

Формирование единого научно-методического обеспечения приобретает особую значимость в связи с тем, что педагоги дополнительного образования в большинстве не имеют специального педагогического образования и не могут разрабатывать образовательные программы, обеспечивающие достижения современных образовательных результатов. При этом недостаточно учитываются ресурсные временные возможности образовательных программ системы дополнительного образования, когда деятельность воспитанников не так жестко регламентирована. Что можно рассматривать в качестве преимущества этого вида образовательной деятельности? Не всегда принимаются во внимание возрастные особенности детей, недостаточно используются принципы дифференциации образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями детей, их интересами и направленностью. Нередко программы чересчур перегружены научными сведениями, некоторые недоступны детям в условиях дополнительного образования.

Чтобы решить поставленные задачи, нужна переподготовка преподавателей с учетом новейших достижений педагогической науки.