logo
sbornik / Часть 1

Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.

ВНТУ, г. Винница, Украина

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности будущих специалистов во время изучения дисциплин цикла охраны труда в высших учебных заведениях и, как следствие, снижения уровня производственного травматизма в Украине. Так, по данным Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины, в 2014 году произошло 6318 несчастных случаев, в том числе 548 человек погибли. Анализ травматизма подтверждает, что основной его причиной являются недостатки в обучении производственного персонала. В то же время значительная часть выпускников высших учебных заведений отмечают недостаточный уровень практической подготовки. Соответственно, повышения эффективности обучения охране труда возможно добиться за счёт использования практических инновационных педагогических методов, одним из которых может быть метод кейс-стади.

Предпосылкой внедрения метода кейс-стади в педагогику в начале ХХ века стала необходимость решения сложных экономических задач. Специалисты Гарвардской бизнес-школы одними из первых начали использовать анализ ситуаций в системе высшего образования как метод обучения по принятию решений менеджерами. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода в педагогику внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Целью статьи является обоснование целесообразности внедрения метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда.

Формирование у будущих специалистов компетентности по охране труда является гарантией обеспечения должного уровня охраны труда на производстве, поскольку от качества профессиональной подготовки зависит правильность принятия решений в опасных нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня необходимо больше уделять внимания внедрению современных инновационных технологий в процесс обучения студентов охране труда. Преподаватели, в том числе и охраны труда, должны не только иметь профессиональную компетентность, высокий уровень педагогического мастерства, но и уметь заинтересовать студентов изучению предметов цикла охраны труда. При этом они должны уметь пользоваться инновационными методами обучения, что даст возможность сформировать у студентов навыки по принятию решений в опасных нестандартных ситуациях, их моделированию.

В педагогической литературе под методом кейс-стади понимают использование в процессе обучения описания конкретных ситуаций, когда студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, которая одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, что необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. К преимуществам метода кейс-стади можно отнести: использование принципов проблемного обучения; получение навыков работы в команде; выработка навыков простейших обобщений; получение навыков презентации; получение навыков пресс-конференции и умений формулировать вопрос, аргументировать ответ, а также, дает возможность воздействовать на профессионализацию студентов, способствовать их взрослению, формировать интерес и мотивацию к учебе.

Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость не только с традиционными методами обучения, но и с современными: моделирование, системный анализ, методы проблемных ситуаций, методы классификации, игровые методы, метод мозгового штурма и т. д.).

Во время изучения дисциплины «Охрана труда в отрасли», которая читается студентам на старших курсах Винницкого национального технического университета, например, специальности 7(8) 03060101 «Менеджмент организаций и администрирования» широко используется метод кейс-стади. Эта технология эффективно применяется при выполнении лабораторной работы «Расследование несчастных случаев на производстве». Так, в соответствии с постановлением о расследовании несчастных случаев на производстве, менеджер среднего звена должен выполнить неукоснительно такие действия: безотлагательно организовать первую медицинскую помощь потерпевшему, обеспечить, в случае необходимости, его доставку в медицинское учреждение; безотлагательно сообщить работодателю о случившемся; сохранить до прибытия комиссии по расследованию несчастного случая соответствующую обстановку на рабочем месте.

Изучая только теоретические аспекты этих действий, студент по истечению определенного времени забывает пройденный материал. Следовательно, необходимо искать пути для повышения эффективности процесса обучения охране труда, ведь жизнь человека, с которым произошел несчастный случай, всецело зависит от профессиональной компетентности его коллег. В первую очередь, при оказании первой медицинской помощи, когда решения необходимо принимать быстро, логично и правильно.

Поскольку при изучении кейсов студент получает возможность на практике формировать умения и навыки, то с каждым отработанным кейсом, у него будут формироваться компетенции, которые позволят ему действовать не только по известным алгоритмам, но и быть готовым к эффективным действиям в сложных нестандартных ситуациях, которые не всегда можно предусмотреть и смоделировать в учебном процессе.

Таким образом, при изучении дисциплин цикла охраны труда с использованием метода обучения кейс-стади можно достигнуть главной цели – сформировать у студентов профессиональные компетенции по охране труда, что будет способствовать снижению уровня производственного травматизма в процессе их будущей профессиональной деятельности. Это обусловлено следующими преимуществами данного метода. Во-первых, метод кейс-стади дает возможность ориентировать будущих специалистов на решение проблемных вопросов и принятие решений в опасных нестандартных ситуациях, в том числе и на их моделирование. Во-вторых, студент получает равные права с другими участниками учебного процесса и имеет возможность самостоятельно моделировать конкретные ситуации, которые произошли в реальной жизни, а также сформировать знания, умения, навыки и компетенции по охране труда для будущей профессиональной деятельности. В-третьих, приведенный выше метод дает возможность организовать творческую конкуренцию среди студентов и мотивировать их более эффективно изучать цикл дисциплин, связанных с охраной труда.