Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, Россия
В настоящее время считается, что мир вступил в фазу своего развития, соответствующую шестому технологическому укладу, который характеризуется развитием биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, робототехники, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем, ростом атомной энергетики, расширением использования водорода, как экологически чистого энергоносителя, и возобновляемых источников энергии, созданием новых конструкционных материалов, технологий и автоматизированных производств.
Поэтому современный специалист находится в ситуации, когда информационно-коммуникативное движение заставляет его постоянно выступать в различных ролях. Это принципиально меняет статус и цель образования, особенно технологического, поскольку для соответствия современным требованиям рынка необходимо осваивать самые перспективные технологии, которые являются залогом высокого качества и низкой себестоимости продукции.
Перед образованием ставится задача подготовить подрастающее поколение к жизни в соответствующих условиях. Если представить образование как необходимый процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому, то становится очевидным, что на передний план должна выйти качественно новая система подготовки учителей технологии, которые первыми призваны научить обучающихся взаимодействию с окружающей средой.
Технологическое образование направлено на освоение культуры отношения к технике и технологическим преобразованиям окружающей среды, основанным на оптимизации использования и сохранения ресурсов. Важным аспектом является взаимодействие человека и машины, оборудования, энергетических устройств.
Широкое применение получили системы управления машинами посредством компьютерных систем и технологий. Появился класс технологий, которые именуют высокими. К высоким технологиям относят обычно такие, которые обеспечивают быстрое протекание технологических процессов с использованием высокоточных манипуляторов, управляемых компьютерной техникой (микроэлектроника, биотехнологии, микромеханика информационные технологии типа Интернет и многое другое).
Одним из инновационных аспектов технологического образования становится возможность в процессе обучения и эффективного освоения различных дисциплин, преимущественно технического плана, использовать высокие технологии (например, системы автоматизированного проектирования, системы автоматизированного сбора данных). При этом изучаются и сами высокие технологии и обеспечивающее их работу оборудование. Применение высоких технологий не ограничиваются сферой сугубо производственных процессов. Имеет место особая их разновидность, а именно высокие интеллектуальные технологии, что характерно для сферы творчества, науки, управления коллективами. В свете современных тенденций развития образования указанное понятие в полной мере применимо и к сфере образования. А это уже заявка на подготовку общества к седьмому технологическому укладу.
Необходимо отметить, что в международном стандарте технологического образования и в концепции развития технологического образования в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования Российской Федерации на 2011–2015 гг. большое внимание уделяется организации проектной деятельности обучающихся.
Метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результатом метода проектов является развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект как форма учебной работы позволяет связывать результаты научной деятельности с проектированием и производством. Освоение технологии проектирования в учебном процессе предоставит возможность обучаемому более оптимально строить свою жизненную стратегию.
А поскольку в проектах реализуются результаты научных исследований, используются достижения передового опыта, то педагогическая технология, построенная на осуществлении проектной деятельности, надо полагать, обеспечит эффективное обучение при условии правильной организации процесса проектирования и использования соответствующих социальных коммуникаций.
С точки зрения социальных коммуникаций при обучении с использованием метода проектов следует иметь в виду, что в процессе обучения субъект обучения должен научиться составлять описание объекта, ранее не существовавшего, обсуждать этапы проектной деятельности с участниками проекта – представлять информацию, анализировать, выбирать перспективные и оригинальные решения. Очень важно представить, что процесс проектирования – это работа группы людей. И педагог или коммуникатор должен владеть всем процессом проектирования. Кроме того, важным является и выбор объектов проектирования для учебной проектной деятельности (уровень работы должен соответствовать максимально возможной сложности, которую способен освоить учащийся на пределе его творческих способностей). Это в свою очередь предъявляет повышенные требования к подготовке учителей технологии.
Анализ опыта подготовки учителей технологии в рамках Новосибирского государственного педагогического университета убедительно свидетельствует о том, что студенческая аудитория проявляет большой интерес к материалам, которые получены в ходе проектирования и научного эксперимента на кафедрах. Это характеризует их личное отношение к получаемым знаниям.
Изложение и анализ таких результатов существенно расширяет рамки традиционного учебного процесса, особенно с позиций предоставления студентам возможности экспертной оценки авторских разработок. На конкретных примерах экспериментальных наблюдений демонстрируется практическая значимость их применения, что показывает перспективы творческого роста и подготовки будущих специалистов.
Немаловажным является и то обстоятельство, что оптимизация учебной информации через использование в структуре курса последних достижений теории и практики науки отвечает современным требованиям педагогических технологий, приближая уровень их развития и использования к мировым стандартам.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.