logo
sbornik / Часть 1

Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.

ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, Россия

В настоящее время считается, что мир вступил в фазу своего развития, соответствующую шестому технологическому укладу, который характеризуется развитием биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, робототехники, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем, ростом атомной энергетики, расширением использования водорода, как экологически чистого энергоносителя, и возобновляемых источников энергии, созданием новых конструкционных материалов, технологий и автоматизированных производств.

Поэтому современный специалист находится в ситуации, когда информационно-коммуникативное движение заставляет его постоянно выступать в различных ролях. Это принципиально меняет статус и цель образования, особенно технологического, поскольку для соответствия современным требованиям рынка необходимо осваивать самые перспективные технологии, которые являются залогом высокого качества и низкой себестоимости продукции.

Перед образованием ставится задача подготовить подрастающее поколение к жизни в соответствующих условиях. Если представить образование как необходимый процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому, то становится очевидным, что на передний план должна выйти качественно новая система подготовки учителей технологии, которые первыми призваны научить обучающихся взаимодействию с окружающей средой.

Технологическое образование направлено на освоение культуры отношения к технике и технологическим преобразованиям окружающей среды, основанным на оптимизации использования и сохранения ресурсов. Важным аспектом является взаимодействие человека и машины, оборудования, энергетических устройств.

Широкое применение получили системы управления машинами посредством компьютерных систем и технологий. Появился класс технологий, которые именуют высокими. К высоким технологиям относят обычно такие, которые обеспечивают быстрое протекание технологических процессов с использованием высокоточных манипуляторов, управляемых компьютерной техникой (микроэлектроника, биотехнологии, микромеханика информационные технологии типа Интернет и многое другое).

Одним из инновационных аспектов технологического образования становится возможность в процессе обучения и эффективного освоения различных дисциплин, преимущественно технического плана, использовать высокие технологии (например, системы автоматизированного проектирования, системы автоматизированного сбора данных). При этом изучаются и сами высокие технологии и обеспечивающее их работу оборудование. Применение высоких технологий не ограничиваются сферой сугубо производственных процессов. Имеет место особая их разновидность, а именно  высокие интеллектуальные технологии, что характерно для сферы творчества, науки, управления коллективами. В свете современных тенденций развития образования указанное понятие в полной мере применимо и к сфере образования. А это уже заявка на подготовку общества к седьмому технологическому укладу.

Необходимо отметить, что в международном стандарте технологического образования и в концепции развития технологического образования в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования Российской Федерации на 2011–2015 гг. большое внимание уделяется организации проектной деятельности обучающихся.

Метод проектов  это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результатом метода проектов яв­ляется развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект как форма учебной работы позволяет связывать результаты научной деятельности с проектированием и производством. Освоение технологии проектирования в учебном процессе предоставит возможность обучаемому более оптимально строить свою жизненную стратегию.

А поскольку в проектах реализуются результаты научных исследований, используются достижения передового опыта, то педагогическая технология, построенная на осуществлении проектной деятельности, надо полагать, обеспечит эффективное обучение при условии правильной организации процесса проектирования и использования соответствующих социальных коммуникаций.

С точки зрения социальных коммуникаций при обучении с использованием метода проектов следует иметь в виду, что в процессе обучения субъект обучения должен научиться составлять описание объекта, ранее не существовавшего, обсуждать этапы проектной деятельности с участниками проекта – представлять информацию, анализировать, выбирать перспективные и оригинальные решения. Очень важно представить, что процесс проектирования – это работа группы людей. И педагог или коммуникатор должен владеть всем процессом проектирования. Кроме того, важным является и выбор объектов проектирования для учебной проектной деятельности (уровень работы должен соответствовать максимально возможной сложности, которую способен освоить учащийся на пределе его творческих способностей). Это в свою очередь предъявляет повышенные требования к подготовке учителей технологии.

Анализ опыта подготовки учителей технологии в рамках Новосибирского государственного педагогического университета убедительно свидетельствует о том, что студенческая аудитория проявляет большой интерес к материалам, которые получены в ходе проектирования и научного эксперимента на кафедрах. Это характеризует их личное отношение к получаемым знаниям.

Изложение и анализ таких результатов существенно расширяет рамки традиционного учебного процесса, особенно с позиций предоставления студентам возможности экспертной оценки авторских разработок. На конкретных примерах экспериментальных наблюдений демонстрируется практическая значимость их применения, что показывает перспективы творческого роста и подготовки будущих специалистов.

Немаловажным является и то обстоятельство, что оптимизация учебной информации через использование в структуре курса последних достижений теории и практики науки отвечает современным требованиям педагогических технологий, приближая уровень их развития и использования к мировым стандартам.