logo
sbornik / Часть 1

Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.

УО БНТУ, г. Минск, УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Принятая в Республике Беларусь концепция информатизации системы образования на период до 2020 года предусматривает внедрение информационных технологий на всех уровнях получения образования, анализ мониторинга качества подготовки кадров в вузах. Исследования, рассматриваемые в данной статье, показывают, что на современном этапе развития общества и высшего образования к содержанию образовательного процесса предъявляются все более высокие требования. В число важнейших приоритетов совершенствования процесса обучения входит внедрение в учебный процесс новых компьютерных (информационных) технологий, модульно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов. Для того, чтобы человеку обеспечить соответствующее образование, необходимо правильно осуществлять сложнейший педагогический процесс обучения, обеспечивающий подготовку компетентного специалиста с целью достижения максимальной результативности, осуществляемой в будущей профессиональной деятельности.

Для того, чтобы студенты хорошо и прочно овладевали излагаемым учебным материалом, то есть содержанием образования, требуется осмысление педагогами теоретических основ обучения, выработки и применения их на практике, включения в систему образования особых методических умений и навыков, инновационных форм и методов обучения. С этой целью по дисциплинам подготовки будущих учителей трудового обучения нами постоянно разрабатывались информационные ресурсы и материалы научно-исследовательской деятельности студентов как средств повышения уровня их специальной подготовки [1–4]. Существенное преимущество создания учебных электронных пособий состоит в том, что они предоставляют новые возможности не только преподавателю, но и студенту, который из объекта превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в учебном процессе и самостоятельно принимающий решения, связанные с ним. Это позволяет делать студентов и преподавателей соратниками в важном деле, в результатах которого они одинаково заинтересованы.

Для повышения эффективности обучения в настоящее время приобретает все большее распространение модульно-рейтинговая система обучения. Нами проводятся постоянные исследования по использованию единого инструментария для диагностики, обобщения и прогнозирования уровня знаний студентов. Мониторинг качества высшего образования показал, что модульно-рейтинговая система обучения является качественно новым уровнем образования в высшей школе; в основе ее лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым студентом в течение всего семестра. Ее внедрение позволило повысить уровень знаний студентов, способствовало стимулированию повседневной систематической работы будущих педагогов-инженеров и посещаемости занятий, обеспечило равномерное распределение учебной нагрузки студентов и преподавателей в течение семестра.

На основе разработки теоретических основ внедрения информационных ресурсов как средства повышения уровня специальной подготовки учителей трудового обучения можно исследовать вопросы мониторинга качества образования, которые смогут решить проблему дифференциации оценивания по различным направлениям в рамках конкретной дисциплины благодаря разработанной методике формирования итоговой рейтинговой оценки знаний.

Интенсивное развитие компьютерной техники требует внедрения новых компьютерных технологий и в процесс обучения искусству резьбы по древесине. С целью повышения качества подготовки студентов современный педагог должен иметь в своем арсенале средства компьютерной поддержки обучения. Инновационные компьютерные технологии смогут помочь ему организовать учебную деятельность обучающихся в условиях дифференцированного обучения, а также осуществить действенный контроль, диагностику и управление учебным процессом.

Разработанное нами мультимедийное учебное пособие «Технология художественной обработки материалов (древесины)» [4] может использоваться на занятиях со студентами специальности 1-02 06 02 «Технология (по направлениям)», на уроках трудового обучения в процессе изучения раздела «Художественная обработка материалов», а также в кружковой деятельности школьников.

Мультимедийное учебное пособие организационно и методически представлено как совокупность инструкционно-технологических карт по основным видам резьбы по древесине. При этом особое внимание обращено на научно-теоретическую и практическую направленность учебного материала и его логическую последовательность.

Каждая представленная в пособии инструкционно-технологическая карта содержит познавательную, учебно-профессиональную, контролирующую части: проверка усвоения и контрольное задание для самостоятельного выполнения. Первая часть формирует теоретические знания, вторая – профессиональные умения, а с помощью третьей – контролируется полнота усвоения учебного материала.

Данное пособие ориентировано на применение всех учебных сред, включая новейшие интерактивные технологии, и разработано на основе концепции интенсивного обучения с максимальной индивидуализацией и активизацией учебно-познавательной деятельности студентов.

Разработанное нами мультимедийное учебное пособие «Технология художественной обработки материалов (древесины)» включает в себя следующие структурные компоненты: информационное и методическое обеспечение; тестовые программы по тематическому и итоговому контролю.

Такой подход следует из того, что преодолеть структурную ограниченность учебно-программной документации возможно, придав ей гибкий блочно-модульный характер. Студентам предоставляется возможность выбора дидактически автономных инструкционно-технологических карт, т. е. самостоятельного проектирования содержания своего обучения. Таким образом, акценты смещаются на активное самообучение студентов, а также на использование сформированных умений в будущей профессиональной деятельности.

На основании проведенных исследований по влиянию электронного учебного издания «Технология художественной обработки материалов (древесины)» на качество обучения студентов, можно сделать вывод о том, что использование новых технологий организации изучения учебных дисциплин мотивация к обучению становится не только личностно, но и социально значимой. Студент через научно-исследовательские группы с самого начала включается в совместную учебную деятельность и находится одновременно в позиции учащегося и обучающего.

Актуальность данных исследований определяется тем, что современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к таким нетрадиционным источникам информации как Интернет, что позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателей высших учебных заведений знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами современной науки.

Сильной стороной модульно-рейтинговой системы обучения является возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым получить действительно широкое представление о знаниях студента. Использование тестирования в реальной педагогической деятельности позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения. Кроме того, тесты могут быть применены студентом и в ходе самостоятельной работы для самоконтроля качества усвоения материала. Тесты являются хорошим средством для подготовки к экзамену или зачету.

Разработанные тестовые задания любого типа по каждому модулю, реализуемые с помощью персонального компьютера, позволили сократить до минимума аудиторную нагрузку на преподавателя и дали возможность оперативно выставлять текущие оценки по модулю изучаемого курса. Фрагменты тестовых заданий использовались также при защите студентами лабораторных и практических заданий.

Дальнейшие исследования целесообразно продолжить в направлении усовершенствования научно-методического обеспечения учебных курсов.