logo
sbornik / Часть 1

Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

В условиях проектно-технологической деятельности на уроках трудового обучения главной деятельностью учителя технологий является художественно-техническая. Поэтому одним из направлений профессиональной подготовки будущих учителей технологий является формирование в процессе обучения художественно-технических умений.

Художественно-технические умения – интегративные умения, входящие в состав профессиональной компетенции учителей технологий и заключающиеся в воспроизведении созданного в воображении художественно-эстетического образа объекта на плоскости или в объемной форме с помощью выбранной техники исполнения.

Довольно часто проблемы в будущей профессиональной деятельности обусловлены низким уровнем сформированности или систематизированности художественно-технических умений во время обучения в университете. Для того чтобы выяснить причины возникновения таких проблем и знать пути их устранения, необходимо всесторонне понимать сам процесс формирования художественно-технических умений, в частности рассмотреть его психологический аспект.

Проблема формирования различных видов умений будущих специалистов нашла широкое отражение в научных трудах таких исследователей, как: А.Н. Алексюк, С.Ю. Головин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Г.М. Коджаспиров, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, Г.В. Лиходеева, С.Д. Максименко, В.Н. Максимова, Е.А. Милерян, A.M. Новиков, К.К. Платонов, М.А. Рыков, П.А. Рудик, А.В. Скрипченко, Н.Н. Фицула, В.В. Чебышев, Л.М. Шварц и других.

Целью нашей работы является определение основных психологических положений, на которые необходимо опираться в формировании художественно-технических умений будущих учителей технологий.

Самой природе творчества на уроках трудового обучения свойственна интегративность воображения (как процесса зарождения и формирования идей – художественного) и мышления (как процесса воплощения идей в жизнь, материальную форму – технического). Соответственно, сочетание художественных и технических умений на уроках трудового обучения является естественным требованием творчества в проектно-технологической деятельности, которую должны обеспечить будущие учителя технологий. А сами художественно-технические умения имеют интегративный характер, поскольку представляют синтез двух групп умений: художественных и технических.

Развитие творческих художественно-технических способностей важно начинать как можно раньше и постоянно их совершенствовать во время обучения в школе и вузе.

Для успешного овладения профессией будущим учителям технологий нужен высокий уровень общего интеллектуального развития (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, эрудированности), широкий круг познавательных интересов, уровень владения логическими операциями. По мнению многих психологов, оптимальное развитие интеллектуальных функций достигается в период поздней юности – ранней взрослости (в научной литературе этот период приходится на студенческие годы), а их интенсивность будет зависеть от внутренних и внешних факторов: одаренности и образования соответственно [1, с. 124]. Задача преподавателя – организовать учебный процесс так, чтобы произошло превращение этого внешнего, социального фактора во внутренний, что и будет формировать целостную структуру интеллекта студента [2]. Именно поэтому предлагаемые на занятиях задания должны заинтересовывать своим содержанием, вырабатывать интерес к плодотворной работе над усовершенствованием своих художественно-технических умений.

Формирование художественно-технических умений сопровождается соответствующим комплексом психических процессов и действий, поэтому во время обучения будущих учителей технологий необходимо учитывать психологические свойства человека и механизмы работы головного мозга.

Общеизвестным является тот факт, что в левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного, технического мышления: логический подход к восприятию мира, оперирование знаками и символами, язык и речь, аналитическая работа, линейность и рациональность. А в правом – конкретного образного, художественного мышления: интуитивный подход и образное восприятие, работа воображения, мечты, чувство ритма, восприятие цвета и музыки, ощущение целого. Работа правого и левого полушарий асимметрична, но взаимосвязана. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии и важно не упустить момент для гармоничного развития этих связей.

Будущие учители технологий как творческие люди имеют острую потребность в том, чтобы между полушариями мозга существовали связи, с помощью которых они могли бы взаимодействовать и обмениваться информацией.

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе общеобразовательных и высших учебных учреждений довольно редко учитываются эти данные [2].

Таким образом, для развития творческих, в частности художественно-технических, способностей важно наладить совместную работу двух полушарий, научиться объединять два вида восприятия и на их основе создавать объекты труда, которые будут результатом творчества.

Не достаточно просто уметь что-то представлять, иметь интересные идеи, нужно уметь воплощать их в жизнь, подбирать целесообразные техники выполнения, пользоваться нужными инструментами, чтобы с их помощью создать творческий продукт. Постоянное внимание к познавательным возможностям, способностям учащихся, понимание сущности психических процессов и механизмов работы головного мозга способствует результативности учебно-воспитательного процесса и последующей профессиональной деятельности.