Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Профессиональное здоровье будущего педагога в последние годы является объектом и предметом изучения разных отраслей и направлений научного знания: психологии, педагогики, валеологии, медицины и т. д. Во многих исследованиях отмечается, что учительство как профессиональная группа характеризуется очень низкими показателями физического и психического здоровья. Это объясняется тем, что работа педагога относится к разряду сложных, стрессогенных, наиболее напряженных в психологическом плане, таких, которые требуют от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. В качестве факторов, нарушающих профессиональное здоровье педагога, многими исследователями отмечаются коммуникативные перегрузки, большое эмоциональное напряжение, появление определенных профессиональных деформаций, социальная незащищенность и низкий статус профессии в массовом восприятии.
Серьезные психологические нагрузки, связанные с постоянным, нередко напряженным и вынужденным общением в деятельности педагога, являются факторами, способствующими появлению и развитию профессионального стресса, который приводит к возникновению разнообразных нарушений профессионального здоровья. Вместе с тем, как показывает анализ проведенных исследований, содержательное представление о феномене «здоровье» чаще всего сводится к биологическому или медицинскому вектору здоровья, и лишь иногда обращается внимание на некоторые его психологические параметры.
Под профессиональным здоровьем в психолого-педагогической литературе понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают трудоспособность, эффективность и развитие личности учителя в условиях протекания педагогической деятельности.
Современные исследования Л. М. Митиной, Н. Н. Малярчук, А. В. Осницкого и др. ученых указывают на то, что в них формируются важные методологические подходы к обеспечению здоровья учителя в качестве одного из субъектов образования, от которого в значительной степени зависят здоровье подрастающих поколений, сохранение и развитие духовного потенциала детей. Таким образом, профессиональное здоровье педагога становится проблемой рассмотрения в акмеологии, общей педагогике, теории и методике профессионального образования.
Обеспечение профессионального здоровья начинается на этапе профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. В период профессиональной подготовки начинают только закладываться предпосылки для развития и сохранения профессионального здоровья педагога. Поэтому от того, как будет организована профессиональная подготовка будущего педагога трудового обучения, какие предпосылки для развития профессионального здоровья будут заложены в период вузовского обучения, во многом определит его дальнейшее профессиональное развитие и здоровьеобеспеченность.
В данной статье нами будут проанализированы некоторые психолого-педагогические условия, являющиеся эффективными предпосылками развития профессионального здоровья будущих педагогов в системе профессиональной подготовки.
Студенческий возраст соответствует этапу профессиональной подготовки специалиста, а содержание его образования основывается на формировании профессиональной педагогической культуры у будущих педагогов. В свою очередь, учебная деятельность студентов приобретает черты учебно-профессиональной деятельности. Учитывая важное влияние личностных ресурсов на развитие профессионального здоровья студентов и обобщая содержание проведенных исследований, мы можем выделить следующие психолого-педагогические условия, определяющие созидательное развитие профессионального здоровья студентов в процессе их профессиональной подготовки:
активная позиция по отношению к новой образовательной среде, включающей в себя активность в новых видах учебной, производственной и исследовательской деятельности, сменяющиеся на протяжении учебного процесса в вузе, стремление преобразовывать их, развивать и совершенствовать;
наличие позитивной учебной мотивации как основы для постановки учебных целей и удовлетворения познавательных потребностей;
успешная трансформация и воспроизводство приобретаемого социокультурного опыта в образовании, развитие навыков информационной и учебной культуры, новых личностных качеств: профессионального самоопределения, готовности к профессиональным изменениям;
наличие адекватной социально профессиональной роли и гармоничной включенности в систему социальных отношений, принятие новой социальной роли студента – будущего специалиста, владение коммуникативными навыками, проявление успешности в установлении продуктивных социальных отношений и разрешение актуальных внутренних конфликтов;
наличие стрессоустойчивости и стабильности в процессе активного взаимодействия студента с образовательной средой, владение способами преодоления стресса.
Рассмотренные условия выступают основанием для моделирования образовательной деятельности по сохранению и развитию профессионального здоровья специалистов в процессе профессиональной подготовки и дают возможность выстраивать систему сопровождения созидания профессионального здоровья студентов не зависимо от профиля их подготовки. В нашем случае будущих учителей технического и обслуживающего труда.
Образовательная деятельность по сохранению профессионального здоровья будущего педагога должна быть направлена на создание условий, усиливающих его созидательное развитие. Необходимо обратить внимание на проблему развития профессионального здоровья будущего педагога как проблему личностного развития и осознавания личностных факторов, влияющих на созидание профессионального здоровья, формирования исследовательской позиции по отношению к собственной личности, её созидательных и разрушительных структур и приобретаемому опыту.
Специальные образовательные задачи высшей школы должны воплотиться в новом отношении педагогов и студентов к целям совместной деятельности. В условиях традиционной системы обучения студент часто остается в позиции «получателя» опыта. Однако приоритетным началом должна быть его активная исследовательская позиция на всех этапах обучения, при которой он должен постоянно исследовать самого себя, свои межличностные отношения и способы реализации своей профессиональной деятельности.
Таким образом, необходимо оптимизировать учебный процесс на основе построения научно-методического сопровождения развития профессионального здоровья педагога, в котором учитываются психологические механизмы развития профессионального здоровья студента. Задачами научно-методического сопровождения развития профессионального здоровья педагога становятся создание единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения, условий для созидания профессионального здоровья студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения. Необходим поиск всеми субъектами образования способов выработки и постановки целей и задач, определяющих стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения студента. Такой подход к организации учебно-педагогической деятельности может быть осуществлен только при условии использования идей, направленных не на формирование, а на сопровождение профессионального здоровья будущих педагогов.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.