logo
sbornik / Часть 1

Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Профессиональное здоровье будущего педагога в последние годы является объектом и предметом изучения разных отраслей и направлений научного знания: психологии, педагогики, валеологии, медицины и т. д. Во многих исследованиях отмечается, что учительство как профессиональная группа характеризуется очень низкими показателями физического и психического здоровья. Это объясняется тем, что работа педагога относится к разряду сложных, стрессогенных, наиболее напряженных в психологическом плане, таких, которые требуют от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. В качестве факторов, нарушающих профессиональное здоровье педагога, многими исследователями отмечаются коммуникативные перегрузки, большое эмоциональное напряжение, появление определенных профессиональных деформаций, социальная незащищенность и низкий статус профессии в массовом восприятии.

Серьезные психологические нагрузки, связанные с постоянным, нередко напряженным и вынужденным общением в деятельности педагога, являются факторами, способствующими появлению и развитию профессионального стресса, который приводит к возникновению разнообразных нарушений профессионального здоровья. Вместе с тем, как показывает анализ проведенных исследований, содержательное представление о феномене «здоровье» чаще всего сводится к биологическому или медицинскому вектору здоровья, и лишь иногда обращается внимание на некоторые его психологические параметры.

Под профессиональным здоровьем в психолого-педагогической литературе понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают трудоспособность, эффективность и развитие личности учителя в условиях протекания педагогической деятельности.

Современные исследования Л. М. Митиной, Н. Н. Малярчук, А. В. Осницкого и др. ученых указывают на то, что в них формируются важные методологические подходы к обеспечению здоровья учителя в качестве одного из субъектов образования, от которого в значительной степени зависят здоровье подрастающих поколений, сохранение и развитие духовного потенциала детей. Таким образом, профессиональное здоровье педагога становится проблемой рассмотрения в акмеологии, общей педагогике, теории и методике профессионального образования.

Обеспечение профессионального здоровья начинается на этапе профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. В период профессиональной подготовки начинают только закладываться предпосылки для развития и сохранения профессионального здоровья педагога. Поэтому от того, как будет организована профессиональная подготовка будущего педагога трудового обучения, какие предпосылки для развития профессионального здоровья будут заложены в период вузовского обучения, во многом определит его дальнейшее профессиональное развитие и здоровьеобеспеченность.

В данной статье нами будут проанализированы некоторые психолого-педагогические условия, являющиеся эффективными предпосылками развития профессионального здоровья будущих педагогов в системе профессиональной подготовки.

Студенческий возраст соответствует этапу профессиональной подготовки специалиста, а содержание его образования основывается на формировании профессиональной педагогической культуры у будущих педагогов. В свою очередь, учебная деятельность студентов приобретает черты учебно-профессиональной деятельности. Учитывая важное влияние личностных ресурсов на развитие профессионального здоровья студентов и обобщая содержание проведенных исследований, мы можем выделить следующие психолого-педагогические условия, определяющие созидательное развитие профессионального здоровья студентов в процессе их профессиональной подготовки:

Рассмотренные условия выступают основанием для моделирования образовательной деятельности по сохранению и развитию профессионального здоровья специалистов в процессе профессиональной подготовки и дают возможность выстраивать систему сопровождения созидания профессионального здоровья студентов не зависимо от профиля их подготовки. В нашем случае будущих учителей технического и обслуживающего труда.

Образовательная деятельность по сохранению профессионального здоровья будущего педагога должна быть направлена на создание условий, усиливающих его созидательное развитие. Необходимо обратить внимание на проблему развития профессионального здоровья будущего педагога как проблему личностного развития и осознавания личностных факторов, влияющих на созидание профессионального здоровья, формирования исследовательской позиции по отношению к собственной личности, её созидательных и разрушительных структур и приобретаемому опыту.

Специальные образовательные задачи высшей школы должны воплотиться в новом отношении педагогов и студентов к целям совместной деятельности. В условиях традиционной системы обучения студент часто остается в позиции «получателя» опыта. Однако приоритетным началом должна быть его активная исследовательская позиция на всех этапах обучения, при которой он должен постоянно исследовать самого себя, свои межличностные отношения и способы реализации своей профессиональной деятельности.

Таким образом, необходимо оптимизировать учебный процесс на основе построения научно-методического сопровождения развития профессионального здоровья педагога, в котором учитываются психологические механизмы развития профессионального здоровья студента. Задачами научно-методического сопровождения развития профессионального здоровья педагога становятся создание единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения, условий для созидания профессионального здоровья студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения. Необходим поиск всеми субъектами образования способов выработки и постановки целей и задач, определяющих стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения студента. Такой подход к организации учебно-педагогической деятельности может быть осуществлен только при условии использования идей, направленных не на формирование, а на сопровождение профессионального здоровья будущих педагогов.