logo
sbornik / Часть 1

Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.

МКОУ Афанасьевская СОШ, Курская область, Россия

В нашей школе на уроках технологии и в рамках дополнительного образования учащиеся с большим интересом занимаются художественным и техническим творчеством, в том числе изготовлением моделей орденов, медалей, нагрудных знаков [1] (рисунок 1).

Рисунок 1. – Модель нагрудного знака

Такая работа позволяет не только приобрести знания и умения по технологии обработки материалов, но и познакомиться с увлекательной историей отечественных наград и судьбами их обладателей, способствует патриотическому воспитанию учащихся.

Модели наград состоят из многих деталей. Для их изготовления используют древесину и металл, применяют ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и металла, а также сверлильный станок. Поэтому эти изделия могут быть объектами практической деятельности учащихся на уроках технологии при изучении таких разделов программы, как технологии обработки древесины, технологии обработки металлов и пластмасс, художественная обработка древесины. Само изготовление моделей не представляет особой сложности, но требует от моделиста усидчивости, аккуратности, ответственности. Моделирование наград может стать интересным направлением в проектной деятельности учащихся 7–11 классов, а сами модели – экспонатами музея или выставки.

Рассмотрим некоторые особенности проектирования моделей нагрудных знаков. Вначале учащийся выбирает нагрудный знак, модель которого он будет изготавливать исходя из личных предпочтений или по рекомендации учителя. Затем собирает как можно больше информации о выбранном знаке: историю создания, время создания, имя художника, материал изготовления, габаритные размеры, рисунки и фотографии.

Следующий этап работы – определение масштаба модели. С одной стороны, чем больше размеры модели, тем проще выполнить все мелкие детали, что будет способствовать высокому сходству модели с прототипом. С другой стороны, большие размеры модели увеличивают трудоёмкость её выполнения и требуют существенных материальных затрат. На наш взгляд, оптимальные масштабы для изготовления моделей наград 6:1 или 5:1. В этом масштабе размеры изделий: по большей стороне от 250 до 300 мм, толщина от 20 до 25 мм.

Далее необходимо подготовить на компьютере чёткий контурный рисунок нагрудного знака (рис. 2) и распечатать рисунок в выбранном масштабе.

Рисунок 2. – Контурные рисунки нагрудных знаков

Можно сделать подставки из металла, чтобы модели не вешать на стену, а ставить на подставках на стол или полку.

При изготовлении моделей применяются различные способы художественной обработки древесины, выбор которых зависит от опыта и желания школьника: пропильная или контурная резьба, выжигание, роспись, мозаика. С учётом выбранного способа обработки выполняется технологическое разделение модели нагрудного знака на отдельные детали (рисунок 3).

Определяют форму, толщину деталей и способ их соединения. Вырезают из картона шаблоны деталей или трафареты. В некоторых случаях рисунок, например контур буквы, можно перенести на заготовку через копировальную бумагу для последующего выпиливания по контуру. Затем составляют маршрутную или технологическую карту на изготовление модели.

В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. учащиеся нашей школы изготовили модели нагрудных знаков Красной Армии. Настольные подставки из тонколистового металла и проволоки для этих моделей нагрудных знаков показаны на рисунке 4.

Рисунок 3. – Технологическое разделение модели нагрудного знака на отдельные детали

Рисунок 4. – Настольные подставки из тонколистового металла и проволоки для моделей нагрудных знаков