logo
sbornik / Часть 1

Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.

БГУ им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия

Общество эпохи глобализации отмечено нарастанием масштабных противоречий, складывающихся между низким уровнем экологической культуры населения и возрастанием степени угроз экологических катастроф.

В данном контексте особую значимость приобретают проблемы, связанные с формированием в процессе учебно-профессиональной подготовки моральных установок у студентов, подвергшихся воздействию радиационного заражения с учетом новых социально-экономических условий и экологической обстановки.

Состояние здоровья человека во многом определяется его адаптационными резервами, характером и направленностью взаимодействия в системе «организм–среда–поведение».

Отдельные аспекты особенностей проживания населения юго-западных районов Брянской области на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, следует выделить на основании проведенного анкетирования учителей, руководителей школ относительно тех или иных проявлений и изменений психики, которые возникли у школьников в условиях проживания в радиационной зоне. Учителям была предложена анкета, предусматривающая выявление изменений, наблюдающихся у школьников в последние годы в состоянии здоровья и работоспособности, в отношении к учебно-трудовой деятельности. Опрос позволил оценить причины пропуска занятий, а также планы учащихся на будущее.

Были получены ответы на вопросы от учителей, работающих непосредственно в тех классах, в которых проводилось исследование (37 анкет), а также выполняющих педагогическую работу в других классах (21 анкета). Все учителя значительно различались по возрасту и педагогическому стажу (от 1 до 33 лет).

Значительная часть учителей 5–7-х классов (78%) считают, что учащиеся удовлетворительно относятся к учебе, 26% учителей отмечают неудовлетворительное отношение школьников к учебной работе. Что касается учителей 8–9-х классов, то названные оценки составляют соответственно 86% и 14%.

Причины негативного отношения школьников к учебе учителя видят, прежде всего в социально-экономическом и политическом кризисе, переживаемом современным обществом, а также в связанных с ним изменениях в системе межличностных отношений, ценностных ориентаций и т.д. Учителя констатируют также стойкое снижение ценности образования среди учащихся и населения в целом (56%).

Слабое развитие познавательных процессов отмечают 17% учителей, низкий уровень развития способностей – 30%, ослабление здоровья как причину снижения успеваемости называют 78% учителей. Неудовлетворительное отношение к учебным занятиям многие учителя объясняют безразличием родителей к школьным делам своих детей, отсутствием контроля за их учебой и поведением. Что же касается недостатков в организации учебной работы (трудности школьных программ, отсутствие учебников и необходимой литературы, методических и дидактических пособий и т.д.), то их называют только 16% учителей.

Школьные учителя (72%) отмечают различные негативные изменения в поведении учащихся, а также наиболее типичные проявления такого поведения (например, неуравновешенность, вспыльчивость, социальная распущенность, эгоизм, агрессивность и т.п.). По их мнению, состояние здоровья школьников и их собственное значительно ухудшилось(89%). Основными симптомами ухудшения здоровья являются более быстрая утомляемость, вялость, сонливость, кровотечение из носа, жалобы на головную боль и головокружения и др.

Основной причиной ухудшения здоровья учителя считают радиоактивное загрязнение территории проживания, неудовлетворительные социальные, жилищные и бытовые условия, плохое питание и т.д. Среди негативных факторов, воздействующих на состояние здоровья учителя называют необъективные и тенденциозные сведения, которые несут средства массовой информации, в том числе радио и телевидение.

Негативные процессы в сфере физической жизни молодых людей непосредственно отражаются в системе их общих жизненных установок, незаметно, но настойчиво ведут к кризису моральных ценностей.

Интерес представляют мнения учителей и относительно жизненных планов школьников, их дальнейших перспектив. По оценке учителей, большинство школьников, особенно 8–9 классов, достаточно заинтересованно обсуждают пути получения технологического и профессионального образования.

Отмечается значительное ухудшение среди школьников профориентационной работы со стороны предприятий и организаций, ведущих отбор и профессиональную подготовку кадров. Многие школьники ориентированы на выезд из зараженных районов для получения технологического и профессионального образования.

При ответах на вопросы анкеты «Кем ты хочешь стать и почему?» учащиеся 5–7 классов достаточно определенно называют предпочитаемую профессию. В числе наиболее престижных (по мнению учащихся этих классов) являются следующие профессии: учитель общеобразовательной школы (называют 33,3% школьников из села и 24,1% из города зараженной зоны и, соответственно, 24,1% из условно чистой зоны), врач (11,1% школьников из села и 24% из города зараженной зоны и соответственно 13,8% и 25% школьников из условно чистой зоны), а также воспитатель детского сада, медсестра, парикмахер, библиотекарь, продавец, бухгалтер.

Перечень названных профессий свидетельствует о весьма недостаточном знании школьниками мира профессий ввиду слабой их информированности, узкого круга общения и ограниченности социального опыта. Учащиеся 8–9-х классов значительно лучше представляют мир профессий, причем в перечне предпочитаемых профессий, наряду с ранее перечисленными, называются такие, как водитель автобуса, машинист, слесарь, электрик, тракторист, механик, программист, юрист, шахтер, переводчик, ювелир, бизнесмен, менеджер, кондитер, космонавт и т.д. Важно отметить, что в 8–9-х классах учащиеся не только называют предпочитаемые профессии, но и соотносят эти профессии со своими способностями и возможностями. Что касается мотивации выбора профессии, то наиболее распространенными факторами являются следующие: в 5–7-х классах – пример родителей (13%), пример других взрослых (12%); привлекают какие-либо внешние стороны профессии (36%), понимание своих интересов и склонностей (36%).

В 8–9-х классах среди факторов выбора профессий несколько уменьшается роль примера родителей, зато возрастает понимание своих склонностей, способностей, а также приобретенных умений в определенной сфере практической деятельности. Что касается планов получения профессионального образования, значительная часть школьников (34% мальчиков городских и 23% сельских школ; 50% девочек городских и 30% сельских школ) намерена закончить общеобразовательную школу.

Таким образом, последствия неблагополучной экологической обстановки могут проявиться на любом уровне психической организации ребенка – от психофизиологических до личностных и социально-психологических ее характеристик, что требует комплексного подхода к обучению и развитию молодежи, проживающей на особо неблагополучных территориях.