Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
Российское общество в настоящий момент находится на переходной ступени формирования рыночной экономики, что обусловливает её неустойчивый характер, связанный с продолжающимися переменами во всей хозяйственно-экономической жизни страны и попытками адаптироваться к условиям рыночной модели. Поэтому, несмотря на разнообразные трудности и препятствия в сфере налогообложения, административного, правового регулирования и проч., на современном этапе чётко наблюдается смена ориентиров в русле преимущественного развития малого предпринимательства и малого бизнеса, что влечёт за собой существенные изменения в содержании обучения специалистов. Усиливающийся (нарастающий) процесс перераспределения рабочей силы промышленных отраслей в непроизводственные сферы, бурное развитие сегмента малого предпринимательства и связанное с этими процессами возникновение серьёзной конкуренции приводит к возрастанию потребности в компетентном персонале и предпринимателях (т.е. организаторов производства). Именно поэтому идея комплексной подготовки современных студентов к предпринимательству начинает играть всё большую роль в организации образовательного процесса в вузе.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по двум профилям образования «Технология» и «Информатика» (уровень бакалавриата) в качестве одного из важнейших требований к подготовке учителей технологии и информатики выдвигается формирование предпринимательской компетентности.
Следует отметить, что на данном этапе развития высшего профессионального образования компетентностный подход является общепринятым и широко реализуется.
Предпринимательская компетентность, согласно определению В.С. Морозовой, представляет собой «совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модель поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности» [2, с. 199].
Крайне важно, что данная компетентность выступает одним из элементов профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования по двум профилям «Технология» и «Информатика», обеспечивающим направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата при реализации различных проектов в будущей трудовой деятельности, актуализацию имеющегося у него потенциала не только для овладения будущей профессией, но и для построения успешной карьеры по выбранному направлению.
Предпринимательская компетенция входит в перечень специальных компетенций и для профилей «Технология и «Информатика» сформулирована как «Способен к предпринимательской деятельности, проектированию, моделированию и организации производственных и управленческих процессов на малых предприятиях и в образовательных учреждениях (СКТ-8)».
Предпринимательская компетенция включает в себя ряд аспектов:
способность к самозанятости (открытие собственного дела);
умение анализировать рыночные возможности предприятия;
умение осваивать основные экономические роли;
адекватная оценка своих предпринимательских способностей и задатков.
Слабым местом в системе высшего технологического образования зачастую является сконцентрированность на развитии профессиональных и личностных способностей в ущерб таким не менее важным аспектам, как формирование представления о карьерном самопроектировании, об организации производства в целом.
Однако современному специалисту достаточно сложно эффективно реализовываться в профессиональной области, не владея навыками стратегического планирования, не учитывая закона карьерных сценариев, не имея представления о функционировании реального предприятия малого бизнеса.
С целью совершенствования предпринимательской подготовки студентов, а также углубления, оживления процесса обучения в мае 2014 года на кафедре педагогики, технологии и ремесел был открыт технологический центр (при поддержке ректора НовГУ за счёт средств из «Программы стратегического развития НовГУ»), представляющий собой швейную мастерскую с современным технологическим оборудованием. Для оборудования центра были закуплены современные производственные швейные машины Jack, четырехниточный и пятиниточный оверлоки для обработки срезов и подгибки изделий, производственная подшивочная машина Jack с возможностями двойной строчки. Помимо промышленных машин, центр оборудован швейно-вышивальными машинами со множеством видов художественных строчек Husquarna и Brother, причем одна из них соединена с компьютером, что позволяет выполнять вышивку любого рисунка, помимо уже занесенных в память программы (рис. 1). Также приобретено оборудование для установки заклепок и люверсов, а также проведению влажно-тепловой обработки (паровая гладильная установка).
Рисунок 1. – Демонстрация вышивальной машины
Технологический центр, оборудованный таким образом, дает большие возможности студентам совершенствовать свои знания и умения на практике, позволяет формировать специальные компетентности в процессе активной выработки профессиональных навыков. Однако, помимо совершенствования умений и навыков в области швейного дела, технологический центр имеет значительный педагогический потенциал для развития предпринимательской компетентности студентов. Известно, что для развития компетентности необходима тренировка навыков и качеств, которые можно сформировать только путем осуществления самой деятельности [1].
На кафедре педагогики, технологии и ремесел Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого педагогический потенциал центра актуализируется в процессе прохождения студентами учебно-технологической практики, в ходе которой студенты изготавливают изделия с фирменной символикой университета и его подразделений – институтов (рис. 2).
Рисунок 2. – Студенты за работой в технологическом центре
Дизайн изделий с фирменной символикой разрабатывался преподавателями кафедры педагогики, технологии и ремесел с участием студентов, которые проявили творчество, учились выбирать варианты, производя их дизайн-анализ для выявления наиболее популярных для потребителя. В 2014 году в рамках Дней науки был подготовлен и озвучен и вынесен на обсуждение доклад о корпоративной культуре университета и вариантами дизайна изделий с символикой. Среди предложенных к производству изделий – шарф, сумка, галстук, пенал, медицинский халат.
В 2014/2015 учебном году на базе технологического центра студенты проходили технологическую практику, выполняя заказ университета на изготовление галстуков с логотипом вуза, которые используются на корпоративных мероприятиях и на деловых встречах с официальными лицами других организаций.
Прохождение технологической практики на базе центра позволяет студентам актуализировать свои знания о предпринимательской деятельности, полученные на смежных учебных модулях, закрепить свои технологические умения по пошиву изделий, принять непосредственное участие в производственном процессе, получить представление об организации производства, об удовлетворении потребностей заказчика, обо всем производственном цикле.
Личное участие студентов-технологов в разработке дизайна и изготовления изделий с символикой университета способствует развитию корпоративной культуры вуза и лояльности студентов к своей альма-матер, раскрытию их предпринимательского и творческого потенциала, формированию предпринимательской компетентности. Это бесценный опыт, позволяющий им быть успешными и конкурентоспособными.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.