logo
sbornik / Часть 1

Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.

НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Российское общество в настоящий момент находится на переходной ступени формирования рыночной экономики, что обусловливает её неустойчивый характер, связанный с продолжающимися переменами во всей хозяйственно-экономической жизни страны и попытками адаптироваться к условиям рыночной модели. Поэтому, несмотря на разнообразные трудности и препятствия в сфере налогообложения, административного, правового регулирования и проч., на современном этапе чётко наблюдается смена ориентиров в русле преимущественного развития малого предпринимательства и малого бизнеса, что влечёт за собой существенные изменения в содержании обучения специалистов. Усиливающийся (нарастающий) процесс перераспределения рабочей силы промышленных отраслей в непроизводственные сферы, бурное развитие сегмента малого предпринимательства и связанное с этими процессами возникновение серьёзной конкуренции приводит к возрастанию потребности в компетентном персонале и предпринимателях (т.е. организаторов производства). Именно поэтому идея комплексной подготовки современных студентов к предпринимательству начинает играть всё большую роль в организации образовательного процесса в вузе.

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по двум профилям образования «Технология» и «Информатика» (уровень бакалавриата) в качестве одного из важнейших требований к подготовке учителей технологии и информатики выдвигается формирование предпринимательской компетентности.

Следует отметить, что на данном этапе развития высшего профессионального образования компетентностный подход является общепринятым и широко реализуется.

Предпринимательская компетентность, согласно определению В.С. Морозовой, представляет собой «совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модель поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности» [2, с. 199].

Крайне важно, что данная компетентность выступает одним из элементов профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования по двум профилям «Технология» и «Информатика», обеспечивающим направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата при реализации различных проектов в будущей трудовой деятельности, актуализацию имеющегося у него потенциала не только для овладения будущей профессией, но и для построения успешной карьеры по выбранному направлению.

Предпринимательская компетенция входит в перечень специальных компетенций и для профилей «Технология и «Информатика» сформулирована как «Способен к предпринимательской деятельности, проектированию, моделированию и организации производственных и управленческих процессов на малых предприятиях и в образовательных учреждениях (СКТ-8)».

Предпринимательская компетенция включает в себя ряд аспектов:

Слабым местом в системе высшего технологического образования зачастую является сконцентрированность на развитии профессиональных и личностных способностей в ущерб таким не менее важным аспектам, как формирование представления о карьерном самопроектировании, об организации производства в целом.

Однако современному специалисту достаточно сложно эффективно реализовываться в профессиональной области, не владея навыками стратегического планирования, не учитывая закона карьерных сценариев, не имея представления о функционировании реального предприятия малого бизнеса.

С целью совершенствования предпринимательской подготовки студентов, а также углубления, оживления процесса обучения в мае 2014 года на кафедре педагогики, технологии и ремесел был открыт технологический центр (при поддержке ректора НовГУ за счёт средств из «Программы стратегического развития НовГУ»), представляющий собой швейную мастерскую с современным технологическим оборудованием. Для оборудования центра были закуплены современные производственные швейные машины Jack, четырехниточный и пятиниточный оверлоки для обработки срезов и подгибки изделий, производственная подшивочная машина Jack с возможностями двойной строчки. Помимо промышленных машин, центр оборудован швейно-вышивальными машинами со множеством видов художественных строчек Husquarna и Brother, причем одна из них соединена с компьютером, что позволяет выполнять вышивку любого рисунка, помимо уже занесенных в память программы (рис. 1). Также приобретено оборудование для установки заклепок и люверсов, а также проведению влажно-тепловой обработки (паровая гладильная установка).

Рисунок 1. – Демонстрация вышивальной машины

Технологический центр, оборудованный таким образом, дает большие возможности студентам совершенствовать свои знания и умения на практике, позволяет формировать специальные компетентности в процессе активной выработки профессиональных навыков. Однако, помимо совершенствования умений и навыков в области швейного дела, технологический центр имеет значительный педагогический потенциал для развития предпринимательской компетентности студентов. Известно, что для развития компетентности необходима тренировка навыков и качеств, которые можно сформировать только путем осуществления самой деятельности [1].

На кафедре педагогики, технологии и ремесел Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого педагогический потенциал центра актуализируется в процессе прохождения студентами учебно-технологической практики, в ходе которой студенты изготавливают изделия с фирменной символикой университета и его подразделений – институтов (рис. 2).

Рисунок 2. – Студенты за работой в технологическом центре

Дизайн изделий с фирменной символикой разрабатывался преподавателями кафедры педагогики, технологии и ремесел с участием студентов, которые проявили творчество, учились выбирать варианты, производя их дизайн-анализ для выявления наиболее популярных для потребителя. В 2014 году в рамках Дней науки был подготовлен и озвучен и вынесен на обсуждение доклад о корпоративной культуре университета и вариантами дизайна изделий с символикой. Среди предложенных к производству изделий – шарф, сумка, галстук, пенал, медицинский халат.

В 2014/2015 учебном году на базе технологического центра студенты проходили технологическую практику, выполняя заказ университета на изготовление галстуков с логотипом вуза, которые используются на корпоративных мероприятиях и на деловых встречах с официальными лицами других организаций.

Прохождение технологической практики на базе центра позволяет студентам актуализировать свои знания о предпринимательской деятельности, полученные на смежных учебных модулях, закрепить свои технологические умения по пошиву изделий, принять непосредственное участие в производственном процессе, получить представление об организации производства, об удовлетворении потребностей заказчика, обо всем производственном цикле.

Личное участие студентов-технологов в разработке дизайна и изготовления изделий с символикой университета способствует развитию корпоративной культуры вуза и лояльности студентов к своей альма-матер, раскрытию их предпринимательского и творческого потенциала, формированию предпринимательской компетентности. Это бесценный опыт, позволяющий им быть успешными и конкурентоспособными.