Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия
Современные школьники создают на компьютере различные текстовые документы технологического содержания: рефераты и доклады, технические задачи, технологическую документацию, пояснительные записки творческих проектов и др. Многие педагоги отмечают то, что учащиеся игнорируют элементарные правила оформления текста, потому что главным в подобной письменной работе считают ее смысловое содержание, а если быть точнее, наличие ответа на заданный учителем вопрос.
Важность соблюдения основных правил оформления текстов технологического содержания давно доказана полиграфистами, которые веками вырабатывали критерии удобочитаемости, поскольку отклонения от стандарта отвлекают и мешают сосредоточиться на содержании печатного текста, а нелепые сочетания не только вызывают раздражение и досаду, но и снижают доверие к источнику информации.
Исходя из опыта работы с текстовыми документами технологического содержания и анализа большого количества печатных электронных документов обучающихся, попробуем обозначить некоторые типичные ошибки, возникающие при их оформлении.
Прежде чем приступать к оформлению текстового документа, подготовленного с помощью редактора, следует четко представлять его структуру, назначение основных компонентов и их параметры с возможными значениями. Итак, основным структурным компонентом документа выступает «строка». Строка – это непрерывный набор символов, состоящий из букв, цифр, знаков пунктуации и специальных управляющих знаков. Если последовательность букв и знаков препинания определяют содержательный аспект текста, то специальные управляющие знаки влияют на внешний вид документа. Без знаний о назначении таких знаков, их свойств и правильного использования невозможно оформить документ, даже если создатель текста знает, как он должен выглядеть. К наиболее важным и часто используемым управляющим знакам относятся: пробелы, знак абзаца, знак табуляции, разрыв строки, разрыв страницы, разрыв раздела и прочие.
Обычный пробел, вводимый клавишей «пробел», имеет два основных назначения. Во-первых, конечно, разделение слов, чтобы текст можно было читать. Во-вторых, с точки зрения управляющего знака, пробел указывает системе место в строке, в котором следует ее делить, в случае, если строка не умещается в отведенное по ширине пространство, например, ширина области текста, задаваемая полями слева и справа относительно ширины выбранного листа бумаги. Обратите внимание, что строки набранного текста справа заканчиваются пробелами. Идет речь об обычном тексте без дополнительного на него воздействия с помощью других управляющих знаков и режимов, например, автоматическая расстановка переносов.
Знак пробела является «непечатаемым знаком», то есть при выводе документа на печать он не распечатывается. Однако, в специальном режиме отображения знаком, его можно видеть. В редакторе Microsoft Word пробел отображается в виде точки – « ». Исходя из свойства пробела – деление строки – его использование должно быть аккуратным. Система неразборчива к содержанию текста, поэтому перед знаками, с которых не начинают новые строки, например, знаки точки или запятой, пробел не вводят. Если нет необходимости ставить символ на строке без следующего за ним текста, пробел после символа также не вводится (например, это может быть открывающаяся скобка или кавычка).
Типичной ошибкой является и избыточное количество пробелов. В строке не должно быть более одного идущего подряд пробела. Так как пробел обладает еще одним свойством – растягивания, этот эффект виден при выравнивании строк абзаца «по ширине». При таком выравнивании пробелы растягиваются на одинаковую длину в строке. В разных строках абзаца длина может быть различна. Визуально такая неравномерность обычно не бросается в глаза. Однако если количество подряд идущих пробелов различно, то появляется неравномерность интервалов между словами. Это делает текст некрасивым и ухудшает его читаемость.
Кроме обычного пробела, в практике возникает необходимость в «неразрывном пробеле». Такой пробел в Microsoft Word вводится сочетанием клавиш Ctrl+Shift+пробел. В режиме отображения непечатаемых знаков он обозначается символом « ° ». Такой управляющий знак обладает следующими свойствами: он также разделяет слова, но при этом не тянется и делает строку в его местоположении неделимой.
Использовать такой пробел следует между фамилией и инициалами (например: «Иванова А.С.»), для указания дат (например «1925 г.»), отображения знака процента (например: «…составляет 16% от общего…»), номер ГОСТ (например: ГОСТ 8.417–2002) и т.д. При дальнейшем форматировании документа система не разнесет на разные строки такие участки.
В практике использования «заимствованного» из интернета текста система часто переносит текстовый материал с изобилующим количеством таких пробелов. В отдельных случаях встречается до 100 % неразрывных пробелов. Таким текстом невозможно управлять при форматировании, если не избавиться от неразрывных пробелов. Для их быстрого удаления следует воспользоваться инструментом замены.
Следующий специальный управляющий знак, к которому также нужно относиться с пониманием это – знак абзаца. Этот знак вводится в строку клавишей Enter и имеет в режиме отображения непечатаемых знаков отображается символом – « ¶ ». Назначение знака абзаца – указать системе, в каком месте заканчивается логический участок текста с возможностью его дальнейшего форматирования – придания внешнего облика. Текст, располагающийся между знаками абзаца, называют абзацем. Абзац может состоять из нескольких строк, а также может быть и «пустым» то есть не включать в себя ни одного символа (буквы и т. д.).
Основное видимое свойство знака абзаца – завершение текущей строки с переносом следующих за ним символов на новую строку. Такое свойство часто приводит пользователей к желанию (в большинстве случаев из-за недопонимания роли знаков) использования этого управляющего знака не по назначению, например, для отделения и дальнейшего смещения вниз документа частей текста при формировании новых глав и т.д. Считается плохим тоном, если в документе расположено подряд более одного знака абзаца. Такой текст неудобен для его дальнейшего форматирования и использования.
Абзац как структурный компонент документа наделен несколькими параметрами. В зависимости от значений этих параметров, задаваемых пользователем, текст абзаца принимает определенный внешний вид. Если абзацам заданы одинаковые значения, то такие абзацы выглядят одинаково и весь документ выглядит красиво и читаемо. К основным параметрам абзаца относятся: горизонтальное выравнивание строк абзаца (по левому/правому краю, по центру и по ширине страницы); отступы (слева, справа и отступ первой строки) – горизонтальная отбивка текста, абзацы от краев области текста; интервалы – вертикальная отбивка абзаца относительно абзацев, расположенных до и после текущего, а также междустрочный интервал.
Также крайне полезно знать и применять на практике при оформлении текстов параметры, определяющие положение абзацы в пограничных зонах конца и начала страниц. К таким параметрам относятся следующие режимы: управление «висячей» строкой; контроль над постоянным положением абзаца вверху страницы; привязка к абзацу, следующему за текущим, и расположением обоих на одной странице; контроль над целостностью абзаца.
Все основные параметры абзаца в текстовых редакторах, как правило, располагаются в одном диалоговом окне. В Microsoft Word такое окно называется «Абзац» и вызывается одноименной командой.
Владение навыками оформления текстов технологического содержания позволяет сэкономить значительное количество времени, избавить от множества рутинных и ненужных операций, например, выравнивания текста при помощи пробелов, неправильного использования параметров абзаца.
Для того чтобы у школьников были какие-то ориентиры, лучше всего предложить им образец оформления текста. Полезно собрать коллекцию лучших работ учеников для использования их в качестве образцов, учить сравнивать тексты, анализировать их оформление, предлагать свои варианты оформления. Все это будет способствовать творческому подходу к оформлению самостоятельных работ учащихся, стремлению к разнообразию.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.