logo
sbornik / Часть 1

Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.

СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

Современные школьники создают на компьютере различные текстовые документы технологического содержания: рефераты и доклады, технические задачи, технологическую документацию, пояснительные записки творческих проектов и др. Многие педагоги отмечают то, что учащиеся игнорируют элементарные правила оформления текста, потому что главным в подобной письменной работе считают ее смысловое содержание, а если быть точнее, наличие ответа на заданный учителем вопрос.

Важность соблюдения основных правил оформления текстов технологического содержания давно доказана полиграфистами, которые веками вырабатывали критерии удобочитаемости, поскольку отклонения от стандарта отвлекают и мешают сосредоточиться на содержании печатного текста, а  нелепые сочетания не только вызывают раздражение и досаду, но и снижают доверие к источнику информации.

Исходя из опыта работы с текстовыми документами технологического содержания и анализа большого количества печатных электронных документов обучающихся, попробуем обозначить некоторые типичные ошибки, возникающие при их оформлении.

Прежде чем приступать к оформлению текстового документа, подготовленного с помощью редактора, следует четко представлять его структуру, назначение основных компонентов и их параметры с возможными значениями. Итак, основным структурным компонентом документа выступает «строка». Строка – это непрерывный набор символов, состоящий из букв, цифр, знаков пунктуации и специальных управляющих знаков. Если последовательность букв и знаков препинания определяют содержательный аспект текста, то специальные управляющие знаки влияют на внешний вид документа. Без знаний о назначении таких знаков, их свойств и правильного использования невозможно оформить документ, даже если создатель текста знает, как он должен выглядеть. К  наиболее важным и часто используемым управляющим знакам относятся: пробелы, знак абзаца, знак табуляции, разрыв строки, разрыв страницы, разрыв раздела и прочие.

Обычный пробел, вводимый клавишей «пробел», имеет два основных назначения. Во-первых, конечно, разделение слов, чтобы текст можно было читать. Во-вторых, с точки зрения управляющего знака, пробел указывает системе место в строке, в котором следует ее делить, в случае, если строка не умещается в отведенное по ширине пространство, например, ширина области текста, задаваемая полями слева и справа относительно ширины выбранного листа бумаги. Обратите внимание, что строки набранного текста справа заканчиваются пробелами. Идет речь об обычном тексте без дополнительного на него воздействия с помощью других управляющих знаков и режимов, например, автоматическая расстановка переносов.

Знак пробела является «непечатаемым знаком», то есть при выводе документа на печать он не распечатывается. Однако, в специальном режиме отображения знаком, его можно видеть. В редакторе Microsoft Word пробел отображается в виде точки – «  ». Исходя из свойства пробела – деление строки – его использование должно быть аккуратным. Система неразборчива к содержанию текста, поэтому перед знаками, с которых не начинают новые строки, например, знаки точки или запятой, пробел не вводят. Если нет необходимости ставить символ на строке без следующего за ним текста, пробел после символа также не вводится (например, это может быть открывающаяся скобка или кавычка).

Типичной ошибкой является и избыточное количество пробелов. В  строке не должно быть более одного идущего подряд пробела. Так как пробел обладает еще одним свойством – растягивания, этот эффект виден при выравнивании строк абзаца «по ширине». При таком выравнивании пробелы растягиваются на одинаковую длину в строке. В разных строках абзаца длина может быть различна. Визуально такая неравномерность обычно не бросается в глаза. Однако если количество подряд идущих пробелов различно, то появляется неравномерность интервалов между словами. Это делает текст некрасивым и ухудшает его читаемость.

Кроме обычного пробела, в практике возникает необходимость в «неразрывном пробеле». Такой пробел в Microsoft Word вводится сочетанием клавиш Ctrl+Shift+пробел. В режиме отображения непечатаемых знаков он обозначается символом « ° ». Такой управляющий знак обладает следующими свойствами: он также разделяет слова, но при этом не тянется и делает строку в его местоположении неделимой.

Использовать такой пробел следует между фамилией и инициалами (например: «Иванова А.С.»), для указания дат (например «1925 г.»), отображения знака процента (например: «…составляет 16% от общего…»), номер ГОСТ (например: ГОСТ 8.417–2002) и т.д. При дальнейшем форматировании документа система не разнесет на разные строки такие участки.

В практике использования «заимствованного» из интернета текста система часто переносит текстовый материал с изобилующим количеством таких пробелов. В отдельных случаях встречается до 100 % неразрывных пробелов. Таким текстом невозможно управлять при форматировании, если не избавиться от неразрывных пробелов. Для их быстрого удаления следует воспользоваться инструментом замены.

Следующий специальный управляющий знак, к которому также нужно относиться с пониманием это – знак абзаца. Этот знак вводится в строку клавишей Enter и имеет в режиме отображения непечатаемых знаков отображается символом – « ¶ ». Назначение знака абзаца – указать системе, в каком месте заканчивается логический участок текста с возможностью его дальнейшего форматирования – придания внешнего облика. Текст, располагающийся между знаками абзаца, называют абзацем. Абзац может состоять из нескольких строк, а также может быть и «пустым» то есть не включать в себя ни одного символа (буквы и т. д.).

Основное видимое свойство знака абзаца – завершение текущей строки с переносом следующих за ним символов на новую строку. Такое свойство часто приводит пользователей к желанию (в большинстве случаев из-за недопонимания роли знаков) использования этого управляющего знака не по назначению, например, для отделения и дальнейшего смещения вниз документа частей текста при формировании новых глав и т.д. Считается плохим тоном, если в документе расположено подряд более одного знака абзаца. Такой текст неудобен для его дальнейшего форматирования и использования.

Абзац как структурный компонент документа наделен несколькими параметрами. В зависимости от значений этих параметров, задаваемых пользователем, текст абзаца принимает определенный внешний вид. Если абзацам заданы одинаковые значения, то такие абзацы выглядят одинаково и весь документ выглядит красиво и читаемо. К основным параметрам абзаца относятся: горизонтальное выравнивание строк абзаца (по левому/правому краю, по центру и по ширине страницы); отступы (слева, справа и отступ первой строки) – горизонтальная отбивка текста, абзацы от краев области текста; интервалы – вертикальная отбивка абзаца относительно абзацев, расположенных до и после текущего, а также междустрочный интервал.

Также крайне полезно знать и применять на практике при оформлении текстов параметры, определяющие положение абзацы в пограничных зонах конца и начала страниц. К таким параметрам относятся следующие режимы: управление «висячей» строкой; контроль над постоянным положением абзаца вверху страницы; привязка к абзацу, следующему за текущим, и расположением обоих на одной странице; контроль над целостностью абзаца.

Все основные параметры абзаца в текстовых редакторах, как правило, располагаются в одном диалоговом окне. В Microsoft Word такое окно называется «Абзац» и вызывается одноименной командой.

Владение навыками оформления текстов технологического содержания позволяет сэкономить значительное количество времени, избавить от множества рутинных и ненужных операций, например, выравнивания текста при помощи пробелов, неправильного использования параметров абзаца.

Для того чтобы у школьников были какие-то ориентиры, лучше всего предложить им образец оформления текста. Полезно собрать коллекцию лучших работ учеников для использования их в качестве образцов, учить сравнивать тексты, анализировать их оформление, предлагать свои варианты оформления. Все это будет способствовать творческому подходу к оформлению самостоятельных работ учащихся, стремлению к разнообразию.