Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
ФГБОУ ВПО БГУ, г. Улан-Удэ, Россия
Дисциплина «Математика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла. Для успешного освоения дисциплины используются знания и умения, сформированные в процессе изучения математики на предыдущем уровне образования. Но на сегодняшний день, ситуация складывается так, что уровень школьной математической подготовки, студентов получающих технологическое образование в нашем вузе ниже среднего: 50% учащихся получили не выше 40 баллов по ЕГЭ и только у 10% студентов-технологов количество баллов превышает 60. В глазах студентов на первых занятиях математики можно прочесть вопрос: «Опять? Зачем нам это? Это никогда в жизни не пригодится!». Как ответить на эти вопросы, как не отпугнуть, а заинтересовать своим предметом, какие разделы математики изучить, а о каких только упомянуть. Вот ряд вопросов, которые ставит перед собой педагог.
Очень часто приходится слышать от студентов, что «я математику не понимаю вообще». Почему? Да только потому, что большинство студентов смотрят на мир через форточку школьной математики, а точнее, арифметики, многие из них на всю жизнь остаются в плену страхов перед математикой, в плену многих заблуждений которыми их награждают в школе. Можно благополучно прожить жизнь с такими заблуждениями: сумма углов в треугольнике всегда равна 180̊, квадратный корень из отрицательного числа не существует. В этом случае они просто не узнают о существовании геометрии Римана и Лобачевского, множестве комплексных чисел. Значительно хуже, когда незнание математики или неумение ей пользоваться делает их беззащитными в жизненных ситуациях. Поэтому наша задача наполнить дисциплину такими темами, которые будут способствовать развитию как интеллектуальных способностей, так и развитию практических умений и навыков, потому что базовыми навыками математического мышления способен овладеть каждый! Для кого-то это просто будет сложнее, для кого-то легче. Но это под силу всем.
Из того, что студент интересуется, например, резьбой по дереву, не следует то, что математика ему не нужна, и то, что он не способен ей овладеть. Одно другому не мешает, а, напротив, гармонично дополняет. Утверждение, что у студента «не математический склад ума» в контексте невозможности овладения точными науками – это просто попытка оправдать нежелание овладеть теми навыками, которые даются с бо́льшим трудом, чем другие.
Важно научить студентов-технологов видеть математические понятия и понимать действие математических законов в реальном, окружающем нас мире, применять их для научного объяснения явлений. Математика должна быть тесно увязана с общекультурными ценностями и общефилософскими концепциями, с событиями и фактами истории, языками, литературой, искусством и музыкой. Правильному пониманию и грамотному употреблению терминов следует уделить особое внимание. Но, вместе с тем, необходимо снабдить студента и определенным математическим аппаратом, который позволил бы ему осуществлять хотя бы простейший количественный анализ информации.
Дисциплина математика в нашем университете у студентов-технологов читается в течение трёх семестров. На первом семестре студенты знакомятся с теорией множеств и алгеброй логики, эти разделы математики им встречаются впервые, так как в школьный курс математики они не входят. Следует также отметить, что для успешного овладения материалом этого семестра математические знания, полученные ранее, нужны в минимальном объёме, поэтому каждый студент может быть успешен. Во втором семестре они углубляют знания по теме «Теория вероятностей и комбинаторика». Несмотря на введение в школьную математику начал теории вероятностей и статистики понимание самого понятия «вероятность» у очень многих молодых людей оставляет желать лучшего. Между тем, правильное восприятие основ теории вероятностей имеет особенно большое значение для формирования мировоззрения студентов, их представлений о современных концепциях вероятностного мира. Также в этом семестре рассматриваются разделы «Комплексные числа» и «Матрицы». Эти разделы включены в программу для ознакомления с образцами оружия из арсенала аналитических средств математической науки.
В третьем семестре студенты погружаются в мир «Аналитическая геометрия», совершая экскурсию в музей геометрических объектов, значительно более богатый, чем школьная коллекция, состоящая из треугольников, окружностей, трапеций, тетраэдров, кубов, сфер. Также в третьем семестре студенты знакомятся с «Методами математики в описании и изучении явлений реального мира». При изучении раздела рассказывается о некоторых общих методах решения интеллектуальных задач различной природы, в частности, задач, возникающих в гуманитарных исследованиях. Цель этого раздела – дать определенное представление о возможностях математического инструментария и на простейших примерах показать целесообразность его использования в профессиональной области.
Для лучшего усвоения дисциплины студентами–технологами следует отказаться от чрезмерного использования математических символов. Преподносить математику студентам-технологам надо совершенно иначе, уважая их «другой» стиль мышления, а для этого необходимо особое педагогическое мастерство, чтобы слушатели ненароком не заснули, заинтересовались рассматриваемыми вопросами и поняли хотя бы в общих чертах, о чём идёт речь.
Следует отказаться от привычных для математиков строгих доказательств, искусственных преобразований и длинных рассуждений. Опыт преподавания математики свидетельствует, что работать со студентами-технологами, с одной стороны, интересно, ведь большинство из них творческие личности, с другой стороны, сложно, так как они предпочитают наглядное и образное изложение на конкретных примерах, объяснение и демонстрацию на простых частных случаях, точнее сказать, «на пальцах», вместо формальной строгости.
Формулировки математических упражнений и задач должны быть чёткими и понятными, а также отражающие жизненные реалии, ведь математические упражнения – это средство для развития ума. Точно такое же, как физические упражнения – средства для развития физической силы. Физическая сила и крепкое здоровье, накопленное с помощью физических упражнений, пригодится в жизни не только для поднятия и перемещения тяжестей. Точно так же сила ума и способность к умственному труду, накопленная с помощью математических упражнений, пригодится в жизни не только для математических вычислений. Работа над проектом – длительный и тяжёлый не только физический, но и умственный труд, и поэтому совершенно естественно, что для этого нужны люди, которые имеют хотя бы минимальные навыки такого умственного труда.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.